Прогулка с грудничком.

Когда нужно начинать гулять с ребенком.

С появлением на свет ребенок попадает в окружающую среду с другим объемом, температурой, влажностью, давлением, по сравнению с внутриматочными условиями. Появляются зрительные, звуковые, тактильные и другие раздражители. Ребенок привыкает к новому типу дыхания и способу получения питательных веществ.

Во время прогулок ребенок приспосабливается к открытому пространству улицы, к перепадам температуры, к движению воздуха, учится сохранять тепло тела.
Попадая неподготовленным к условиям улицы, организму малыша

приходится перестраивать работу внутренних органов. Получив сильную нагрузку, мозг отключается от участия в происходящем, и ребенок впадает в глубокий не здоровый сон.

В современном обществе существуют разные взгляды на момент начала прогулки с малышом.

Один из них за мягкую естественную адаптацию грудничка, которая заключается в постепенном освоении огромного пространства комнаты. В обществах, сохранивших свою культуру и традиции, четко определен период адаптации – от 1 месяца до 42 дней. Примерно к 1-1,5 месяцам у ребенка пропадает взгляд «в себя», малыш может голеньким бодрствовать около 30 минут, активно осматривать комнату. Это свидетельства нормальной адаптации к температуре и пространству, поэтому возможно начинать гулять с ребенком.

С другой точки зрения, традиционной, прогулки на воздухе возможны уже на 7-10 день жизни. Их начинают с 15 минут и постепенно увеличивают до 1-1,5 часа за прогулку. Ребенка выносят в сон на балкон или на улицу. Период адаптации не принимается во внимание и мамы порой умиляются, как долго спит малыш. Хотя до 1,5 месяцев нормальный сон — от 20 минут до часа, если ребенок спит дольше, создается опасность недоедания или же изменения ночного сна (днем спит, ночью гуляет).
 
Как подготовиться к прогулке с маленьким ребенком в разные сезоны.
Сколько времени можно гулять? Как часто?

Собирая дитя на прогулку важно одеть его по погоде. У грудничков еще несовершенная система терморегуляции, раздетому ребенку комфортно при температуре от 18 до 24 градусов тепла. При перегреве, организм малыша охлаждается путем выделения пота через подошвы, ладошки и головку, именно поэтому они часто бывают влажными и прохладными. Узнать, мерзнет ли ребенок, можно, потрогав его запястье, шею или щиколотку — если они теплые, то все хорошо, у ребенка просто идет интенсивный теплообмен.

Следует одевать ребенка как себя, если на улице от 18 до 24 градусов. Если меньше 18 — как себя и еще одну одежку, например, боди или хлопчатобумажный комбинезон. А если больше 24 — как себя минус одну одежку, так ребенку проще справиться с жаркой погодой.

Общее правило первой прогулки таково, что независимо от времени года, ее продолжительность составляет 15-20 минут. Постепенно, каждый день прибавляем 5-10 минут, чтобы в течение недели довести длительность прогулки до 1 часа.
 
В летнее время прогулки можно увеличивать в зависимости от погоды и самочувствия мамы и малыша. Теплое время года позволяет комфортно кормить и высаживать малыша в условиях улицы. В жаркие дни лучше гулять утром до наступления жары и к вечеру, когда она ослабевает, ввиду опасности перегреть ребенка с его неустоявшейся системой терморегуляции.

В зимнее время сторонники естественного развития рекомендуют прогулки с малышом начинать, не ранее, чем через 40 дней после рождения. С традиционной точки зрения прогулки возможны с 14 дня жизни дитя.

Зимой для смены температуры и хорошей адаптации ребенку достаточно гулять по 1 часу в день, увеличивать прогулку возможно по желанию мамы. Важно помнить о потребности ребенка приложиться к груди, что неудобно выполнить зимой на улице.

Зимой удобно организовывать большой дневной сон на балконе, так как зимний морозный воздух способствует продолжительному сну ребенка. В безветренный день с ребенком старше 3 месяцев можно гулять и при минус 15.

Весной и осенью прогулки нужны только в хорошую погоду. Традиционно их начинают с 8-9 дня жизни малыша.

До 4-5 месяцев удобно гулять со спящим малышом, дальше начинать выходить на прогулки во время бодрствования малыша, чтобы он знакомился с окружающим миром. Продолжительность такой прогулки определяет сам ребенок. При этом одни дети засыпают в коляске сами, другим для сна нужно приложиться к груди. Примерно через час тех, кого нужно приложить, приходиться увозить домой зимой или покормить на улице летом. Поэтому одни мамы гуляют 2 и более часа и один раз в день, а другие — 30-40 минут и более и дважды. Еще один вариант – гуляем с бодрствующим малышом, а спать кладем дома – позволяет маме увеличить время для своих занятий.

В чем гулять: слинг, переноска-кенгуру, физиологичный рюкзак, коляска?

Прогулки в слинге, переноске-кенгуру, физиологичном рюкзаке:

  • легко менять положение ребенка;
  • свободны рука или руки, которые при прогулке с коляской бывают заняты ребенком в одной руке и коляской в другой;
  • Слинги и рюкзаки значительно дешевле колясок;
  • Аксессуары к переноскам (слингокуртки, мамопончо и другие) позволяют носить ребенка под одеждой, одевать на дитя меньше одежды;
  • Слингомама мобильна в передвижениях; лифт, бордюры, пороги и двери общественных заведений уже не преграда, по сравнению передвижением в коляске;
  • Дети в перевязи более спокойны, а повзрослев, более самостоятельны, в сравнении с «колясочными» детьми;
  • При использовании перевязи, малышей первых 3-4 месяцев удобнее носить под одеждой.  Так можно быстро и незаметно по первому требованию приложить малыша к груди;
  • Если ребенку уже исполнилось 3-4 месяца, и прогулка проходит большей частью в вертикальном положении, то нужен зимний комбинезон с ножками. Малыш учится сидеть на бедре мамы, что является профилактикой дисплазии тазобедренного сустава и подготовки ножек к самостоятельной ходьбе. Это невозможно в конверте-мешке, лишающем ножки свободы движения;
  • Для ношения ребенка в таких приспособлениях штанины комбинезона должны быть подлиннее, так как они собираются, когда малыша сажаешь, и если они внизу зашиты, то ребенку будет жать ступню, а если открыты - то высоко задерутся, оголив ноги;
  • При выборе перевязи следует учесть, что в переносках-кенгуру вес ребенка приходится на промежность и нижний отдел позвоночника. Такая нагрузка опасна для ребенка, в отличие от слинга-рюкзака (физиологичного рюкзака), в котором малыш сидит правильно, материал рюкзака растянут от коленки до коленки, ноги широко разведены и ребенок плотно прижимается к маме.

Прогулки в коляске:

  • Этот способ прочно принят в нашей культуре, в сравнении со слингами;
  • Покупка коляски и часто не одной, требует затрат от семьи; другой вариант – передача коляски «по наследству» внутри одной семьи, что способствует экономии денег;
  • Окружающие люди видят коляску издали и соблюдают осторожность; ребенок в слинге не всегда заметен, особенно со спины, есть вероятность, что маму с малышом в слинге случайно толкнут невнимательные люди;
  • При резкой смене погоды коляска лучше защищает ребенка от дождя и ветра;
  • Если ребенок спит, мама может полностью предоставиться самой себе и отдохнуть;
  • Малышу в коляске необходимо большее утепление, чем ребенку в слинге, согреваемому теплом матери.

Что делать, если выйти погулять сложно?

Коляска-люлька не умещается в лифт многоэтажного дома

1. Коляски-люльки лучше всего подходят для малышей до 6-8 месяцев, так как выполнены они с учетом всех особенностей новорожденных детей.
2. При покупке коляски следует учитывать ширину дверей в лифте, его длину; ширину дверей в квартире, подъезде, наличие пандусов в подъезде и их ширину (внешнюю и внутреннюю, если это рельсы); ширину коляски по колесам в магазине.
3. Нужно заранее изучить рынок предлагаемых колясок. Существуют коляски-люльки с узкой колесной базой, достаточно просторной люлькой, регулируемой по высоте ручкой. Возможно с рождения использовать прогулочную коляску, при наличии в ней горизонтального положения, вкладывая в нее сумку-переноску.
4. «Шагающие коляски» также решают проблему пандусов и узких лифтов или их отсутствия. У такой коляски длины шасси и диаметра колес хватает для шага по ступенькам. При этом передние колеса ставятся на одну ступень, а задние подкатываются и коляска переставляется выше.
5. Возможно рассмотреть вариант использования слинга с новорожденным малышом, с подросшим ребенком передвигаться пешком, на прогулочной коляске или велосипеде.

Дома еще один маленький ребенок и собрать одной двоих сложно

Сложность этого мероприятия складывается из таких факторов, как разница в возрасте детей; время года, когда появился второй малыш; наличие лифта в доме и прочее.
 
Если разница у погодок чуть превышает год или меньше года, прогулки будет тяжелее осуществлять, так как старший сам только делает первые шаги. Летом в легкой одежде это будет для ребенка легче, чем зимой.

Так же необходимо продумать, где и как будут гулять дети. Можно выйти с коляской/в слинге во двор и гулять рядом со
старшим. Совсем другое дело – пешие походы.

Первые прогулки с погодками будут тяжеловаты и вызывать панику. Но со временем мама привыкает, выбирает свой метод сбора и транспортировки на улицу, свой маршрут и всё доводит до автоматизма.

Самый хороший вариант, когда старший ребенок спокойно идет рядом, держась за ручку. Конечно, есть темпераментные непоседливые дети, постоянно убегающие от мамы. В таком случае нужно выбирать для прогулок безопасные места: огороженные детские площадки и парки с отсутствием автомобильного движения.

Необходимо приучать детей к самостоятельности и взаимопомощи. Учить деток ходить рядом с мамой, за ручку и в одном направлении.

Отлично, когда есть человек, оказывающий помощь маме в сборах, выходе из дома и на улице. Такой помощник может покатать младшего в коляске или носить в слинге, а мама всецело занимается играми со старшим ребенком или наоборот.

В сборах на прогулку с погодками важна поэтапность. Подгадывать время под сон младшего ребенка: минут за 30-40 до выхода начать сборы. Сначала до определенной степени одевается мама, потом старшего ребенка одеваем так, что оставалось одеть только верхнюю одежду и обувь. Далее одеваем младшего ребенка, кормим, одеваем его в верхнюю одежду. Доодеваем старшего, потом себя и выходим. При этом важен довольно быстрый темп всех этапов одевания.


Будут очень полезны правила пользования коляской в лифте:

  • заходите в лифт – сначала сами с ребенком на руках, потом завозите коляску;
  • выходите из лифта – наоборот, сначала вывозите коляску, потом выходите сами с ребенком на руках;
  • если не хватает времени закатить коляску в лифт, войдя в кабину, удерживайте кнопку «стоп» («отмена», «<>»).

Существуют варианты приспособлений для прогулок с погодками.

Слинг.

Плюсы: 

в слинге с младшим ребенком более удобно выходить на улицу, чем с коляской;
слингомама активнее общается и контролирует комфорт малыша;
в слинге младшую детку можно незаметно для других людей прикладывать к груди;
такая прогулка подходит для походов по общественным местам (кроме походов в магазины за тяжелыми крупными покупками).

Минусы:

трудно страховать старшего ребенка на игровых площадках;
нет возможности взять второго малыша на руки, поиграть с ним в песочнице и в совершении других активных действий;
прогулка тяжела физически, непродолжительна по времени.

Коляски для погодок или двойняшек.

Довольно дорогой вариант. Если у вас не 1-ый этаж, в доме нет лифта, либо лифт есть, но коляска в него не входит – выход на улицу труден и нужна помощь со стороны. Если самой, то можно вынести пустую коляску, затем вывести двоих детей.

Приставка к обычной коляске для старшего ребенка.
Это изобретение подходит практически ко всем коляскам. Такое сиденье-подножка на колесиках, движущееся вместе с большой коляской. Старший ребенок может стоять или сидеть на ней.

Две коляски, два родителя или бабушка, няня и другие взрослые (если старший ребенок еще не ходит самостоятельно). Для него возможны варианты: коляска-трость, детский велосипед и прочее, в зависимости от времени года.

Ребенок простужен, и гулять ему нельзя

Заболевшему ребенку нельзя гулять лишь по следующим причинам:

  • Если температура тела повышается, то холодный воздух вызовет спазм сосудов кожи, уменьшит потери тепла и повысит температуру внутренних органов, что не желательно.
  • В остром периоде инфекционных болезней, с высокой температурой, слабостью, болью.
  • Если необходим строгий постельный режим.

Правила прогулки с больным малышом:

  • Свежий воздух ускоряет выздоровление, особенно при болезнях дыхательных путей, таких как, воспаления легких, бронхиты, трахеиты, ларингиты.
  • Прохладный воздух эффективно оказывает неотложную помощь. При жалобах «тяжело дышать» – сразу выходите на балкон, на улицу.
  • Для малыша на прогулке ценна возможность дышать воздухом, свободным от домашней пыли, бактерий, аллергенов и прочего, а не возможность двигаться.
  • Перед прогулкой нос ребенка надо очистить от корочек, чтобы вдыхаемый через нос воздух согревался, увлажнялся, очищался и таким поступал в легкие.
  • Гуляем, если на улице сухая безветренная погода и у ребенка температура не выше 37,5°С.
  • Если собраться на улицу сложно, то можно организовать «прогулку в комнате». Для этого ребенка надо тепло одеть и распахнуть настежь окно. Воздух в комнате станет свежим, но более теплым и менее подвижным, чем на улице. После такой «прогулки» окно закрыть и ребенка не раздевать, пока воздух в комнате не согреется до 20°С.
  • При вдыхании прохладного или холодного воздуха, влага конденсируется на горячих дыхательных путях и это приводит к увлажнению слизи, увеличению ее в объеме и выходу виде влажного кашля. Прекращать прогулку в такой момент не нужно, так как ребенку будет тяжелее дышать.
  • Желательно гулять недалеко от дома и прогулки на улице должны быть недолгими, по 20 — 30 минут.

На улице очень плохая погода

  • Сориентироваться в необходимости прогулки в плохую погоду помогут ощущения самой матери.
  • Если на улице сильный ветер (дождь, мороз, метель), то на прогулку лучше не ходить.
  • Ребенка спасет дождевик на коляску, если вы попали в дождь и направляетесь домой. Однако при прогулке в дождь внутри коляски от дождевика создаётся парниковый эффект и неблагоприятный для ребенка микроклимат.
  • В сильную жару можно гулять рано утром до 11-12 часов и вечером после спадания жары.
  • Организовать дневной сон ребенка на балконе, при его наличии.

Чем занять ребенка на прогулке в зависимости от его возраста

Время прогулки родители могут использовать с пользой для развития малыша.
Уже с 4-5 месяцев – время начала бодрствования на прогулке – ребенку необходимо рассказывать обо всем, что он видит.

Родитель должен давать правильные точные названия, ведь именно эти слова малыш и запомнит. Удобно рассказывать и показывать, держа ребенка на руках или в слинге.

  • ощупывать разные поверхности – шершавые, пушистые, гладкие, колючие, выпуклые, вогнутые – это листочки, кора, камни, земля, шишки и многое другое;
  • ходить за санками, толкать их;
  • игры с мячом;
  • кидать снежки;
  • кормить птиц;
  • возить машинку за веревочку, толкать каталку, катать коляску для кукол;
  • игры с листьями, особенно с осенними (ходить, мять, рвать, кидать);
  • игры с лужами (бросать камни, палки, ходить);
  • ходить по бордюрам, ступенькам…;
  • прыгать как зайчики, бегать быстро как собачки, переваливаться, как медведи;
  • слушать звуки: дождь капает, машина гудит, ветер шелестит, кошка мяукает…
  • наблюдать за… (людьми, машинами, растениями, насекомыми, животными, явлениями природы и другим).

Ребенок столь малого возраста может воспринимать, понимать, запоминать, оценивать такую информацию. Вы убедитесь в этом, услышав, как ваш ребенок скажет: «Это собака такса», а другой малыш произнесет: «Гав-гав».

К двум годам малыш более подвижен в одежде для улицы и самостоятелен в передвижениях. Ребенку интересно наблюдать за играми других детей, присутствовать рядом, но игра с мамой пока для него важнее.

На прогулке зимой возможно:

  • лепить снеговика;
  • играть в снежки;
  • кататься с горки;
  • рисовать веткой, сосулькой на снегу;
  • прыгать, бегать под песенки, стишки;
  • оставлять и рассматривать свои следы и следы животных на снегу;
  • валяться в сугробах, рыть тоннели;
  • играть в куличики со снегом;
  • кататься на санках;
  • катать куклу на санках;
  • ловить и рассматривать снежинки.

Летом и в межсезонье:

  • измерять глубину луж;
  • пускать кораблики и бумажные самолетики;
  • собирать, рассматривать, мастерить поделки из природных материалов: шишек, желудей, листьев, каштанов, камней;
  • рисовать мелками на асфальте;
  • качаться на качелях;
  • знакомиться, распознавать растения, насекомых…;
  • наблюдать, играть с тенью;
  • выращивать зелень, цветы на даче или в горшке дома;
  • пускать мыльные пузыри;
  • кататься на машинке.

К трем годам ребенок начинает постепенно взаимодействовать в играх с другими детьми, он уже понимает сообщения, не связанные с непосредственной ситуацией. Теперь возможно общаться с помощью символов и рисунков, придумывать игры, в которых нужно проявлять собственную фантазию. Играя с ребенком, ему нужно чаще давать возможность чувствовать себя самостоятельным. У малыша теперь достаточно большой словарный запас, ему намного проще объяснять что-либо, а также понимать, чего хочет он. С трех лет ребенок способен частично сотрудничать в своей деятельности.

На прогулках добавляются занятия:

  • считать птиц, машины…;
  • что сначала, что потом? (сначала чай наливают, потом пьют); что бывает круглое? что бывает пушистое? что бывает острое?..; что будет, если? (что будет, если я встану ногами в лужу?);
  • находить общее и различия (например, общие корень, стебель, листья у растений и различные длина, цвет, запах);
  • учить различать сезоны.

После четырех лет в деятельности ребенка ведущими становятся сюжетно-ролевые игры, в которых малыш воспроизводит действия и отношения взрослых, героев сказок, мультфильмов, собственных фантазий. Ребенок сам выбирает игры и ищет общение с другими детьми. Это еще и возраст почемучек, в котором малыш просит объяснить: где, куда, когда, откуда, почему, зачем и как.

Включаем в прогулки новые игры: 

  • запускать воздушного змея;
  • кататься на велосипеде;
  • футбол и другие командные игры;
  • катание на роликах, самокате;
  • подвижные игры;
  • сюжетно-ролевые игры («семья», «доктор», «армия», «индейцы»). Такие игры появляются в песочнице, при рисовании мелом («игра в повара», «стройка»…);
  • сочиняем истории, сказки.

Играйте с ребенком в игры. Это развитие и радость. Ваше участие в занятиях с ребенком – это отличный способ установить прочную связь между мамой и малышом.

Лилия Скитяева.