Юный художник

Рисование является одним из самых интересных занятий для малыша. Связано это с тем, что оно развивает мелкую моторику ребенка, его творческие наклонности и способности, формирует навыки восприятия формы предметов и их цвета. Также немаловажно и то, что малыши, которые рисуют много и с огромным удовольствием, осваивают навыки чтения и письма быстрее и в более раннем возрасте.
Изобразительное творчество малышей давно интересует психологов, педагогов и медиков. Специалисты даже разработали целую периодизацию творчества детей разных возрастов. Как правило, уже до четырехлетнего возраста дети могут овладеть множеством способностей и навыков, необходимых для рисования.


Итак, с чего же начинается знакомство ребенка с рисованием?


Все, по словам специалистов, начинается с так называемого марания – юный художник начинает выводить линии на бумаге, играя по бумаге карандашом. Данный процесс доставляет ребенку множество положительных эмоций. Малышу доставляет удовольствие наблюдать, как при помощи карандаша или пальчиковых красок на чистом листе появляется что-то материальное, созданное им самим еще такими непослушными руками.
Штрихи, которые оставляет ребенок на чистом листе бумаги – это пока только подражание действиям родителей или других близких родственников. Малыш пока еще не стремится выразить на бумаге что-либо определенное. Однако реальный результат его усилий, который виден и ему и окружающим, становится для ребенка предметом неподдельной радости и большой гордости.
Период марания неоднороден и довольно продолжителен. Ребенок начинает с подражания действиям учителя (мамы, папы, бабушки и так далее), потом он начинает учиться рассматривать свои простые каракули, проводить линии, создавать в дальнейшем более сложные каракули и, в итоге, создавать полноценные законченные изображения.
В своём старании передать свои мысли и эмоции при помощи цвета, формы и образов малыш проходит несколько стадий.
Педагоги и психологи выделяют 2 главных этапа в развитии детского творчества: доизобразительный период и собственно изобразительный.


Доизобразительный период, как правило, начинается у малыша на втором году его жизни и сводится на нет в промежутке между тремя и четырьмя годами. В этот период детские рисунки еще не способны передавать ничего конкретного, их еще тяжело сопоставить с реальностью так как, они заключают в себе только линии различной формы, толщины и длины – как правило, именно их взрослые и называют каракулями. Однако учтите, что для малыша это очень значимый процесс, так во время марания малыш начинает первые эксперименты с различными изобразительными средствами.
У полуторагодовалого малыша нет надобности в рисовании. Для него представляют интерес только действия с бумагой и карандашом: он мнет, стучит, жует, рвет, разбирает, грызет и т.д. Тем не менее, чрезвычайно важно, чтобы в детском поле зрения периодически были различные изобразительные материалы: бумага, карандаши, краски, фломастеры и так далее. Однако помните о том, что все эти принадлежности должны быть не только яркими, чтобы привлекать внимание крохи, но и безопасными. Нужно дать ребенку возможность рассмотреть и изучить все эти предметы так, как ему хочется. Пойдите ему на встречу, конечно, кроме случаев, когда подобное знакомство не представляет угрозу его здоровью.


Второй период доизобразительной стадии марания начинается тогда, когда малыш начинает экспериментировать с пятнами и штрихами. Это говорит о том, что у малыша начинают формироваться представления о свойствах материалов и о причинно-следственной связи от различных действий с ними. Вот почему так важно не лишать малыша возможности вволю почеркать по листу бумаги или по другой подходящей для этих целей поверхности. Вы можете помочь малышу развивать фантазию, превратив безликие и бессмысленные точки, линии и штрихи в знакомые малышу образы: ветер, снег, дождь и так далее.
Третий период стадии марания – это этап создания замысловатых и уже довольно сложных каракуль. Дети уже вполне овладевают вращательными движениями кистей рук, начинают во время рисования двигать рукой по листу бумаги, начиная закруглять одни линии, преломляя другие под разными углами. Кроме того, в детских рисунках этой стадии могут появиться зигзаги, перекрещивания нескольких линий и простейшие спирали.
Кажущаяся бессмысленность детских каракулей обманчива. Рисунки малыша данного периода очень важны, так как без них дальнейшее развитие его творческих способностей невозможно.
Следующий важный творческий этап в жизни малыша – это период очень простых изображений. Случайно и неожиданно для самого ребенка получившееся изображение неизменно привлекает детское внимание. Малыш с удовольствием замечает, что его каракуля становится похожа на знакомый образ или изображение чего-либо, а также кого-либо, к примеру, на предмет или животное. Происходит это в среднем в возрасте двух с половиной лет. Отметим, что малыш еще не способен придать своему рисунку объективное сходство с реальными объектами. Однако у юного художника уже начинает формироваться замысел, то есть простейшее представление о будущем рисунке и способе создания задуманного «произведения».
Ребенок объясняет родителям: «Я буду рисовать кошку, воду, дом и так далее». Все зависит только от фантазии малыша. Ребёнок сосредоточенно черкает по листу, комментируя каждое свое действие и дополняя получающийся образ словами, таким образом, он стремится сделать рисунок более полным и содержательным. Если малыш еще мало говорит, то как правило, он мяукает, рисуя кошку, или гудит как паровоз, рисуя рельсы. Этот период важен тем, что малыш может попытаться нарисовать все, что ему захочется, так как у него еще нет страха перед возможной неудачей, который появляется у детей более старшего возраста.
Ребенок в этом возрасте хочет выразить какой-либо образ на бумаге, однако его сил и навыков еще вовсе не достаточно для того, чтобы мама или папа смогли бы без помощи юного художника понять, что же на рисунке изображено. Все дело в том, что глазомер и руки ребенка еще не приспособлены для рисования, у него пока нет навыка черчения правильных линий.
Как правило, малыш начинает с создания простых форм: нечетких кругов, своеобразных многоугольников, углов и линий. Потом начинается стадия «головоногих». Это такие рисунки, на которых все персонажи уже имеют довольно тщательно вырисованную голову, от которой сразу же начинаются руки и ноги. И лишь в четыре-пять лет у большинства малышей формируется навык схематических изображений.
Важная стадия в этот период – это этап создания ребенком своеобразных схем. Малышу еще сложно нарисовать именно то, что он придумал, и он рисует простые схемы, то есть элементарные объекты, которые можно узнать только по общей форме или отдельным простым деталям. Чем взрослее делается ребёнок, тем более детальными становятся его схемы, и в итоге примерно после 6-ти лет дети начинают отказываться от простых схем и стремятся к правдоподобным и натуральным изображениям. И уже примерно к 13-ти годам у ребенка начинается период верных (реалистически точных) изображений.
То, как быстро ваш ребенок сможет овладеть навыками самостоятельного рисования и пройдет все выше перечисленные стадии, зависит исключительно от индивидуальных способностей и таланта юного художника. Однако немаловажную роль в этом процессе играет и то, как много внимания и времени уделяют родители формированию художественных способностей у ребенка.
Каждому человеку природа дала возможность искренне радоваться, ежесекундно удивляясь увиденному, придумывать и воплощать свой идеальный мир, то есть замечать и постигать его не только с помощью разума, но и при помощи чувств. Набор данных качеств как раз и требуется художнику. Задача родителей заключается в том, чтобы не просто сохранить, но и развить природные способности малыша, в независимости от того, стремятся ли родители вырастить талантливого художника или просто воспитать в ребенке любовь к прекрасному.


Важным является и то, что, по словам специалистов, рисование связано напрямую с формированием и развитием творческого и логического мышления, кроме того, оно способствует развитию таких навыков, как анализ, сопоставление, синтез, обобщение и сравнение. Во время работы над рисунком, ребенок учится отмечать внешние свойства предметов, различать второстепенные и главные детали, верно соотносить части предмета между собой и устанавливать их в соответствии с действительностью, то есть точно передавать на бумаге его пропорции, сравнивая свою работу с оригиналом и рисунками других детей. В том случае, если малыш рисует в детском саду, а в дальнейшем в обычной или в художественной школе.
В процессе создания рисунка у малыша формируется представление о цели и, соответственно, результате его труда, он учится рассуждать, оперируя понятиями, после чего делать выводы. Соответственно, идет увеличение словарного запаса ребенка. Рисование с натуры развивает детскую внимательность, а рисование по воображению формирует и укрепляет фантазию и память. Таким образом, специалисты делают вывод о том, что рисование ускоряет формирование зрительной и двигательной координации, совершенствуя мелкую моторику кистей рук в целом и каждого пальца в частности.
Постоянные упражнения в рисовании чрезвычайно важны во время подготовки малыша к школе. Переоценить его важность практически невозможно. Посудите сами, рисование учит:
- правильно держать руки и весь корпус в целом;
- соотносить наклон кисти с наклоном карандаша, контролировать размах, интенсивность движений, а также силу нажима;
- учит внимательно слушать и запоминать и делать задание по строго определенной схеме или плану, успевать закончить работу в отведенное для этого время;
- критично оценивать выполненную работу, находя и исправляя допущенные ошибки; всегда стремиться довести работу до конца;
- наводить порядок на своем рабочем месте, аккуратно складывая бумагу, карандаши, краски и так далее. Ко всему прочему это делается по собственной инициативе малыша непринужденно и легко.
Кроме того, не стоит забывать и о том, что рисование – это процесс, который доставляет массу удовольствий и положительных эмоций юному художнику. Особенно тогда, когда ему удается найти удачное сочетание цветов и оттенков, что способствует максимальной схожести изображения с оригиналом. Малыш может целую неделю с гордостью демонстрировать вам «самолет» или «куклу», состоящих из двух перекрещенных линий. По возможности, каждый раз хвалите его за талантливую «работу», это придаст малышу уверенность в собственных силах и усилит его стремление к творчеству.
Многих родителей волнует вопрос, как они могут помочь малышу полюбить рисование. Специалисты дают по этому вопросу несколько советов. Психологи говорят о том, что юному художнику просто необходима поддержка и помощь родителей. Проявляйте живой интерес к творчеству малыша. Ваша заинтересованность его работой и доброжелательность в ее оценке способны поддерживать неизменную любовь ребенка к данному виду творчества. Следите за своими словами. Фразы, в роде «Совсем не похоже», «Ничего у тебя не получится», «Из тебя уже никогда не получится настоящего художника» убивают в малыше всякое стремление рисовать. Точно также действуют на него и настойчивые постоянные рекомендации родителей или активное стремление вмешаться в ход творческого процесса.


Также, безусловно важно создать все условия для беззаботной работы юного живописца. Для начала, отведите ему специальное место для рисования. Это может быть альбом для работы за столом, детский мольберт или рулон обоев, подвешенной с изнаночной стороны у стены. Подобная конструкция очень удобна, так как малыш не рисует на обоях, не ограничен размером произведения. Кроме того, вы всегда легко сможете предоставить творцу новый холст, просто оторвав изрисованную часть и немного размотав рулон обоев. Также вам необходимо выделить ему место, где будут проводиться персональные выставки его работ для гостей.
Желательно купить малышу набор юного художника, в котором должны быть цветные карандаши, плотная бумага, краски (пальчиковые, а также акварель и гуашь), набор кисточек, фломастеры на водной основе, восковые мелки и так далее. Следите за тем, чтобы все товары были качественными и безвредными. На них у продавцов должны быть сертификаты качества и соответствия товаров нормам и возрасту художника. Не ограничивайтесь только приобретением всего этого арсенала, мягко и непринужденно научите будущего владельца орудовать своим имуществом. Не ждите, что малыш сразу же бросится рисовать и создаст шедевр. Дайте ему время освоиться, овладеть предметами и постоянно хвалите, даже за, на ваш взгляд, бессмысленную каракулю.
Детские психологи говорят о том, что рисунки малыша способны рассказать массу интересного о своем создателе. Например, способ выполнения штрихов и нанесения мазков:


– мощные и твердые линии – активная, целеустремленная и смелая личность;
– каракули, похожие на кружево – лирический и чувственный творец;
– разнообразные по методу нанесения – врожденная склонность к экспериментам, исследованиям и творчеству;
– повторяющиеся из рисунка в рисунок – упорство, настойчивость, твердая воля, стремление придерживаться знакомых форм и моделей поведения.
Размещение каракулей на холсте:
– каракули выходят за пределы холста – отсутствие ориентировок на обстоятельства и условия выполняемых действий;
– размещение значков по центру листа – стремление к порядку, устойчивости, постоянству и открытости;
– размещение в углу листа – неуверенность в своих силах, желание убежать или спрятаться;
– равномерное расположение каракулей на листе – спокойствие, решительность, уравновешенность и комфорт;
– динамичное размещение групп каракулей по всему листу, использование различных графических элементов, а также их размеренное чередование, при котором достигаются законченность и равновесие – все это говорит о творческих и композиционных способностях малыша.


Однако не следует спешить с психологическими выводами касательно характера вашего малыша, всегда делайте поправку на его настроение. Это же правило применимо и для цвета, который предпочитает юный художник. Ведь определенный цвет способен изначально заинтересовать художника как подходящий объект для экспериментов. Дети довольно непостоянны, поэтому увлечение определенным цветом вполне может через несколько дней или недель смениться на любой другой цвет. Существует мнение, что на выбор цвета могут влиять сторонние факторы, как то плохое настроение, болезнь или просто дождь за окном.
Если малыш не может увидеть определенного образа в своих рисунках - каракулях, родители должны помочь ему в этом. Обязательно проявляйте интерес к черканиям юного художника и ненавязчиво начинайте вместе «читать» его работу. К примеру, длинную линию можно объяснить как дорогу, а несколько рядом расположенных линий вполне похожи на забор. Понятно, что ребенок вовсе не ставил себе цели нарисовать забор у дороги, однако если он услышит от вас, что у него это хорошо получается, то в следующий раз, желая вас порадовать, юный художник нарисует подобный пейзаж уже вполне осознанно. Любая «просто линия», ставшая при помощи фантазии родителей чем-то существенным, непременно станет для него неожиданным и приятным открытием. Вы можете еще больше усилить интерес малыша к рисованию, если сами ненавязчиво и непременно с удовольствием включитесь в работу. Мама или папа могут дорисовать на этом «пейзаже» дом, машину, кошку или что-то еще, что малыш сможет легко узнать. Кроме того, родители могут поместить на нарисованную дорогу любимого плюшевого зайчика или машинку малыша. В этом случае игра приобретет объемность, что позволит взрослым заложить у юного художника основы масштабного и реалистического изображения. Порой маме достаточно только жеста, который бы имитировал движение какого-либо персонажа игры, примеру изобразить пальцами, как идет человек. Подобное обыгрывание детского творчества способствует развитию воображения юного художника. А воображение, как известно, является основой абсолютно любого творчества, формирование творческих способностей немыслимо без воображения. Накопление у малыша ассоциативного ряда для определенного предмета или образа напрямую зависит от количества новых впечатлений и опыта. А его впечатления будут тем ярче, чем больше неизвестного ему ранее он видит и узнает. Знакомство юного художника с окружающим его миром – это необходимое условие для того, чтобы у него появилось и активно развивалась образная интерпретация его игровых рисунков. На первых порах родители вряд ли смогут увидеть сходство детской картины с реальным предметом, но это не беда, главное, чтобы сам творец видел это сходство. Как же ребенок может найти подобное сходство? Психологи говорят о том, что есть несколько основных типов:


- по форме, например линия – это дорога;
- по цвету, к примеру, красная каракуля – это флажок, яблоко или что-то из того, что малыш уже видел и запомнил;
- по размеру или массе: пятно большого размера - это слон или кит;
- по ритму действия: рисуя, малыш периодически стучит по бумаге, подражая шуму дождя, или водит карандашом по бумаге, изображая ветер.


Гуляя с малышом по улице, обращайте его внимание на все, что покажется вам интересным: след от пролетевшего самолета, припаркованную машину, цветы в клумбах, раскачивание деревьев на ветру и шелест листьев. Все эти образы могут стать прекрасными вариантами творческого замысла новых шедевров вашего творца. Также вы можете познакомить его со взрослой живописью, сходив вместе в художественный музей или в картинную галерею.
Кроме того, нужно развивать у малыша двух – трех лет интерес к своему собственному художественному творчеству, стремление рассказать при помощи рисунка о том, что его интересует, беспокоит или радует, желание разделить со взрослыми свои открытия и впечатления. Психологи убеждены в том, что рисунок ребенка - это не только воспроизведение того, что его обрадовало или удивило, но и приглашение к совместному общению и обсуждению его или общего творчества. В этом возрасте ребенок уже вполне способен изобразить листья дерева при помощи красок, нарисовать дорогу фломастерами или капли дождя карандашами. Для более точной передачи образов ему необходимо ознакомиться с азами владения карандашами, фломастерами, кисточками и красками. Карандаш и фломастер желательно держать только тремя пальчиками, удерживая его указательным и большим пальцами, а средним снизу придерживать. Кисточку нужно также держать пальчиками за деревянную часть ручки, а не сжимать в кулачке.
Это очень важный этап, как для самого художника, так и для его родителей, так как ребенок начинает не просто определять изображение на готовом рисунке, а уже ставит себе цель. Он уже заранее знает, что он хочет нарисовать, а не придумывает образ рисунку, который изначально не имел замысла. Специалисты говорят о том, что именно в этот период у ребенка завершается доизобразительный этап в развитии его творческих способностей и начинается собственно изобразительный.
Однако это время еще не настало, а ваш будущий великий художник только готовится к знакомству с рисованием и «пробе пера», а в нашем случае карандаша, фломастера, красок и так далее. Как же родителям подготовится к подобным занятиям?
Специалистами по детскому творческому развитию разработан ряд советов для родителей, которые начинают занятия рисованием со своим ребенком.

Для начала две основные рекомендации:


- заранее подготовьте все необходимое для создания шедевра;
- всегда следите за тем, чтобы начинать занятие в хорошем настроении.
А теперь советы по существу процесса:
- определитесь, чем будете рисовать. Если карандашом, то возьмите один или лучше несколько листов бумаги, на которых малыш будет рисовать и карандаш. На начальном этапе обучения юному художнику достаточно одного карандаша, если их будет больше, то они могут стать предметом очень увлекательной для малыша игры и рисование придется отложить. Зовите малыша творить только тогда, когда все необходимое будет уже у вас под рукой, иначе может выйти так, что во время поиска карандаша, ребенка внезапно заинтересует лист бумаги, ведь его так интересно помять или порвать! Согласитесь, что в этом случае уже вряд ли удастся продолжить занятие рисованием;
- если вы хотите рисовать красками, то отнеситесь к подготовке к занятию несколько серьезнее. Заранее подготовьте малышу и себе одежду, так сказать робу художника. Если есть такая возможность, то просто разденьте ребенка. На пол и стол желательно постелить клеенку или целлофан, это поможет вам защитить мебель и пол от клякс, которые могут появиться при вдохновенной работе юного творца. Будьте морально готовы к тому, что после занятия вам, возможно, придется купать ребенка, а порой и самим мыться. Не ругайте малыша за это, ведь он же так старался!
- выберите для занятий оптимальное место. Рабочая зона должна быть хорошо освещена, чтобы у юного художника не напрягались глаза, кроме того, она должна соответствовать росту ребенка, чтобы при рисовании ему было удобно стоять или сидеть. Если малышу будет неудобно, он запросто может бойкотировать занятие и ретироваться к коробке с игрушками;
- для занятий выбирайте такое время дня, когда малыш накормлен и весел, а у вас самих было бы время на совместное занятие и уборку после творчества;
- заканчивайте урок до того, как ваш малыш устанет или занятие ему наскучит;
- морально подготовьтесь к тому, что вам, возможно, удастся осуществить не все из того, что вы запланировали, то есть вы учите ребенка рисовать лесенку, а он вдохновенно выводит кружевные каракули. Не подавайте вида, что вы огорчены или расстроены этим, а похвалите малыша, ведь то, что кажется нам таким простым, для ребенка может быть затруднительным. Или у него лирическое настроение и он решил нарисовать солнышко, яблочко или что-то другое. Поинтересуйтесь у малыша, что он нарисовал, его ответ может вас удивить.
- позаботьтесь о том, чтобы все товары для детского творчества были хорошего качества и специально предназначались для детского творчества.
Многих особенно молодых и неопытных родителей волнует вопрос, как правильно составить набор для своего юного художника, чтобы ничего не забыть, но и не накупить лишнего. Кроме того, чрезвычайно важно понять, насколько качественно сделаны детские принадлежности. Чтобы быть уверенными в качестве канцтоваров, покупайте их в специализированных магазинах. Обязательно убедитесь в том, что на этикетке указано, что данная продукция подходит для детского творчества. Для пущей уверенности попросите у продавца – консультанта сертификат соответствия данной продукции всем санитарным нормам и ГОСТу. Если продавец, ссылаясь на какие-либо причины, отказывается предоставить вам документы или у него их вообще нет, то лучше не рисковать и сделать покупку в другом магазине. Давайте представим, что магазин найден, вся документация на месте, выбор огромный, теперь необходимо определиться со списком покупок. Итак, в комплекте любого юного художника обязательно должны быть:
Белая бумага для рисования в формате А4. Вы можете выбрать альбом или отдельные листы. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Альбом: листы в нем скреплены – это одновременно является его плюсом и минусом. Плюс в том, что после рисования вы легко и быстро сможете закрыть альбом и убрать его в шкаф, тем самым избежав лишнего наведения порядка. Минус состоит в том, что особенно на начальном этапе юному художнику и так очень неудобно пользоваться принадлежностями для рисования, а разложенный альбом сдвинуть с места гораздо сложнее, чем отдельно взятый лист. Кроме того, сгиб листа создает дополнительные трудности на пути юного художника к шедеврам живописи. Минусом отдельно взятых листов является вероятность, что они будут находиться где угодно, но только не там, где они должны быть. Юный художник может разложить свои шедевры, где ему вздумается. Порой это не только беспорядок, но уже опасность для всех членов семьи. Рисунок может загореться от газовой плиты или засорить слив в ванне или мойке. Вот почему вам придется самостоятельно убирать рисунки малыша туда, откуда без вас он их сам ни за что не достанет. Теперь уделим внимание качественным характеристикам бумаги. Специалисты по детскому творчеству говорят о том, что не стоит выбирать для малыша (особенно на начальном этапе работы с красками) слишком тонкую бумагу. Желательно, чтобы она была толще обычного альбомного листа для школьников, но тоньше картона, так как она должна свободно гнуться. Недостаточно плотная бумага будет промокать при работе с красками, и рваться и сминаться при рисовании карандашами. Также не рекомендуется выбирать малышу глянцевую бумагу, так как она слишком гладкая, рисовать на ней проблематично, а краски вообще скатываются, зато прекрасно впитываются в местах сгибов и потертостях, оставляя на бумаге некрасивую кляксу.
Цветная бумага для рисования используется не так часто, как белая, однако это прекрасная возможность познакомить малыша с цветами и смешиванием цветов. Например, вы можете нарисовать на синем листе бумаги круг желтой краской (на синем он станет зеленым) и квадрат красной краской (на синем он станет фиолетовым). Так вы сможете не только рассказать, но и наглядно показать, как смешиваются краски, и какие цвета получаются в итоге. При выборе цветной бумаги, желательно отдать предпочтение естественным цветам и оттенкам, так это поможет формированию у малыша навыков верного восприятия цветовой гаммы.
Карандаши. Именно с них, как правило, начинается знакомство малыша с рисованием. Вашему юному художнику прекрасно подойдет набор из шести цветов, потом, когда он достигнет среднего возраста (3 – 4 года) – выдайте ему набор из двенадцати цветов, а на курсы подготовки к школе вы вполне можете экипировать его набором карандашей, в котором будет уже 24 цвета.
Все карандаши делятся специалистами на 3 значительные группы: чернографитовые («простые» карандаши), цветные и комбинированные (грифель в них составлен из нескольких различных цветов).
Кроме того, все «простые» карандаши подразделяются по степени твердости: 2Т (самый твердый), Т (твердый), ТМ (твердо - мягкий), М (мягкий) и 2М (самый мягкий).
Шкала твердости цветных карандашей начинается с самого твердого (обозначение 9Н) и до самого мягкого (обозначение 9В). Начинающему художнику лучше выбрать набор самых мягких карандашей, так как они прекрасно рисуют и без постоянного на них надавливания. Единственный их недостаток – это хрупкость, такие карандаши придется точить чаще. Что касается формы карандаша, то на начальном этапе лучше использовать специальные треугольные или круглые карандаши, а опытному художнику дошкольного возраста лучше пользоваться карандашами обычной шестигранной формы. Немаловажную роль играет и толщина карандаша: на начальном этапе желательно пользоваться утолщенными карандашами (8-10 мм), а потом перейти на стандартные (6-7 мм).
Кроме того, цветные карандаши делят по составу корпуса и пишущих частей:
Деревянные карандаши состоят древесного корпуса и грифеля, в состав которого входит тальк или каолин, пигменты органического происхождения, вода, связывающие компоненты на основании целлюлозы, жир (кокосовое или подсолнечное масло) и воск. Данные карандаши бывают художественными и школьными. Художественные карандаши ценятся за ясность, чистоту и стойкость цветов. Для школьных карандашей главным критерием является безопасность компонентов и их экологическая чистота.
Качество грифеля напрямую зависит от светоустойчивости пигментов и их количества в стержне. Качество корпуса зависит от породы дерева, которая пошла на его производство. Учтите, что качественные карандаши не ломаются и не крошатся во время заточки. Вряд ли есть человек, который бы не сталкивался с тем, что корпус карандаша разламывается вдоль и вылетает грифель. Это главный признак некачественной склейки.


Подводя итоги, повторим, что качественными карандашами считаются те, которые:
- имеют насыщенные и яркие цвета, рисуют ярко, легко и мягко;
- оснащены прочным стержнем, который не ломается, если карандаш падает на пол, не крошится при рисовании и заточке.
Акварельные карандаши - это карандаши, в которых соединены основные свойства акварели и цветных карандашей. Их принцип действия заключается в том, что после того, как малыш нарисует рисунок такими карандашами, вы вместе можете провести по нему мокрой губкой или кисточкой и тогда появится эффект размытости, как при работе с акварельными красками.
Процесс рисования акварельными карандашами идентичен методам работы с цветными обычными карандашами. Разница заключается только в том, что рисунок, созданный акварельными карандашами, можно сделать акварельным с помощью воды. Наносить воду на рисунок можно различными методами: путем обведения готового шедевра влажной кисточкой, также можно перед рисованием промочить лист бумаги либо же вы можете намочить грифель карандаша. В процессе нанесения воды на готовый рисунок, вы увидите, как начинают размываться линии и штрихи, нарисованные карандашом, создавая тем самым эффект работы акварелью. Интенсивность, яркость и глубина цвета в этом случае будет напрямую зависеть от плотности нанесенного карандашом слоя. Чем этот слой гуще, тем цвет получится ярче. Также вы можете смешать несколько цветов, если хотите получить какой-то определенный оттенок. Учтите, что при работе с влажной бумагой есть свои нюансы. Мокрая бумага не такая пластичная и прочная как сухая, поэтому на ней нельзя рисовать остро заточенными карандашами и сильно нажимать на карандаш во время творчества. Но этого и не требуется, так как даже при легком нажатии акварельный карандаш оставляет широкие и яркие линии.
Восковые мелки (карандаши). Просто необходимы любому юному художнику. На это есть несколько причин: во-первых, они безопасны и не причинят вред детскому здоровью, так как производятся из натуральных материалов природного происхождения, к примеру, натуральные пищевые красители и воск. Во-вторых, не смотря на свою кажущуюся хрупкость, восковые мелки прочные и долговечные. В-третьих, они просты в работе, рисовать ими очень легко и ваш малыш быстро оценит это. В-четвертых, данные мелки подходят для всех типов бумаги, кроме, естественно, глянцевой. В-пятых, ваш малыш в порыве вдохновения может творить любой стороной мелка, даже боковой, результат будет тот же. В-шестых, восковые мелки легко затачиваются специальной точилкой или обычным кухонным ножом. Кроме того, вы всегда сможете исправить недочеты творения, стерев все лишнее обычной стеркой. Желательно отдавать предпочтение утолщенным мелкам (10 мм в окружности), форму выбирайте, учитывая предпочтения и возраст вашего творца (треугольные, круглые или шестигранные). Мелки треугольной формы рекомендованы двухлетним художникам, так как их форма развивает навык захвата предмета «щепоткой», мелки другой формы рекомендованы более взрослым творцам. Минусом восковых мелков является то, что некоторые модели пачкают руки при работе, однако в этом случае, они завернуты в индивидуальные этикетки, оставляющие детские руки чистыми.
Пластиковые карандаши рекомендованы детям с 4-х – 5-тилетнего возраста, уже после того как малыш научится неплохо владеть восковыми карандашами (мелками) и цветными карандашами утолщенной формы. Пластиковые карандаши намного тверже восковых, хотя также сделаны на основе воска. Они бледнее и тусклее, а линии, прочерченные ими более тонкие. Как правило, им придается шестигранная форма, что позволяет пластиковым карандашам не скользить во время работы в руке художника и не скатываться со стола. Они очень прочные (почти как обычные цветные карандаши), однако точатся также легко, как восковые мелки и также легко стираются при помощи стерки.


Фломастеры.

Желательно использовать те модели, которые производятся на водной основе. Это защитит обои, мебель, вас и художника от дополнительных порой нежелательных рисунков. Такие фломастеры легко смываются практически с любой поверхности обычной водой даже без добавления мыла. На первое время малышу вполне достаточно набора из шести цветов.
Пастели или пастельные карандаши производятся из сухих красок, которые смешивают со связующим компонентом. Пастели делят на масляные и сухие. Сухие пастели представляют собой жесткие либо мягкие палочки. При желании их можно растворять водой, как обычные акварельные краски. Мягкие пастели легко растушевываются и создают иллюзию бархатистости поверхности. Ими удобно и легко прорисовывать различные мелкие детали. Масляные пастели значительно более вязкие. Они быстро растушевываются и блестят, создавая эффект бархатистой поверхности. Для работ с пастелью рекомендуется использовать гладкую глянцевую бумагу, на нее рисунок ложится ровнее и распределяется равномернее.


Пальчиковые краски.

С них начинается знакомство малыша с красками. Родители зачастую стремятся купить юному художнику большой набор пальчиковых красок различных цветов и целиком выдают его малышу. Психологи считают такой подход не совсем верным уже потому, что первостепенная задача пальчиковых красок заключается в содействии развитию у малыша мелкой моторики, а не формированию у него широкой цветовой гаммы. Эту задачу выполняет акварель. На первое время годовалому малышу вполне хватит набора из четырех цветов, которые мама дает ему не все сразу, а по очереди ту, на которую художник укажет пальчиком. Покупая пальчиковые краски, внимательно изучите этикетку и все сертификаты соответствия. Эта предосторожность совсем не лишняя, если учесть, что художник не раз попробует такую красивую краску на вкус.
Акварельные краски. Это безопасные водорастворимые краски, в которых используются натуральные пигменты в качестве красящих элементов, поэтому эта продукция не проходит обязательную сертификацию качества. Не смотря на это, многие производители подтверждают качество своих изделий, проводя добровольную сертификацию. В этом случае на упаковке будет стоять отметка о наличии сертификата качества. Если на этикетке нет никаких отметок, кроме того от красок исходит резкий неприятный или излишне дезодорированный запах, а цвета выглядят слишком яркими и неестественными, это может свидетельствовать о наличии в данных красках большого количества химикатов, которые способны нанести вред здоровью юного художника. От покупки такой продукции необходимо отказаться незамедлительно. Если упаковка с красками герметично закрыта, то вы можете определить качество акварельных красок по их внешнему виду. Цвета должны быть яркими, но естественными, а краски должны быть однородными по консистенции, то есть без трещин и различных вкраплений. Особенно отчетливо все недостатки видны на белой и желтой красках. При покупке рассмотрите их очень внимательно.
Оптимально подходящим вариантом для юных художников могут стать акварельные краски, произведенные на основании кукурузного клея, натуральных добавок, содержащих мед и декстрина. «Медовые» акварельные краски абсолютно безвредны даже в том случае, если юный художник захочет их продегустировать. Мед не только придает акварельным краскам мягкость, надолго сохраняя их в полужидком состоянии, но и кроме того служит природным антисептиком. Что касается количества цветов, то психологи говорят о том, что, чем больше – тем лучше. Связано это с тем, что недостаточно широкая палитра может сформировать у малыша неверное цветовое восприятие. Малыш вряд ли станет экспериментировать с цветами для получения необходимого оттенка. Скорее всего, он воспользуется той краской, которая в этот момент окажется у него под рукой. Вот почему слоны порой бывают розовыми, а кожа у человека желтой.
Кисти бывают разной формы и размера. Маленькими прорисовываются детали, четкий штрих получается плоской кисточкой, а жесткие нужны при работе с густыми красками. Для акварельных красок оптимально подойдут круглые мягкие кисточки средней величины, так как ими удобно брать краску и рисовать плавные линии. Кроме того, они легко моются. Еще один очень полезный аксессуар – это стаканчик – непроливайка для промывания кисточки в воде.
Делается он из пищевого пластика и оснащен специальной подставкой, которая не позволяет ему упасть.
Когда малыш уже освоится с карандашами, мелками, красками и кисточками и станет творить самостоятельно, вы можете постепенно начать заниматься с ним упражнениями, которые направлены на формирование и развитие его художественных навыков. Вы можете помочь юному художнику быстрее освоить новые для него навыки, аккуратно взяв его руку в свою и создав какой-нибудь совместный рисунок. Начните с рисования квадратов, кружков, капель дождя, снежинок, следов животных и так далее. Так вы поможете малышу быстрее выучить движения, которые ему нужно сделать для того, чтобы у него получилась какая - либо фигура, при этом задействуется и постоянно развивается моторная память ребенка. Также вы можете рисовать вместе. Например, мама рисует елочку, а кроха дорисовывает новогодние украшения, бабушка рисует кошку, а малыш дорисовывает глаза и усы, папа рисует дом и машину, а малыш добавляет дорогу и забор и так далее. Подобное совместное творчество не только доставит малышу массу позитивных эмоций, но и поспособствует формированию у него художественных навыков.
Давайте малышу возможность и время создавать самостоятельно свои малышковые незамысловатые шедевры. Интересуйтесь тем, что именно он рисует и помогайте, но только тогда, когда вас об этом попросит юный мастер. Обязательно хвалите художника за великолепные произведения искусства.
Однако порой случается и так, что у малыша не наблюдается явного прогресса в творчестве. Не переживайте и не заставляйте его. Возможно, еще не время, может он еще просто не готов уйти с головой в живопись. А всего через полгода он уже удивит вас своим первым произведением. Не пытайтесь навязать малышу процесс рисования, лучше постарайтесь заинтересовать и увлечь вашего юного художника данным видом творчества.


Калиниченко Марина