Как выучить цвета

В какой-то определенный момент каждая мама начинает задумываться об обучении своего ребенка цветам. Происходит это у всех в разное время. Кто-то начинает обращать внимание крохи на цвета едва он только встал на ножки, а кто-то не задумывается над этим вопросом, пока о том, что малыша необходимо учить цветам, не скажет воспитатель в детском саду.

Так когда же начинать процесс обучения? – Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала понять, что включает в себя понятие «обучение цвету». Ведь знание цветов состоит из способностей:

  • выделять нужный цвет или его оттенок из массы других;
  • наоборот, группировать оттенки одного цвета;
  • и самое сложное - называть цвет.

Типичный вопрос мамы двухлетнего малыша: «Неужели мой ребенок не различает цвета? Может быть, он дальтоник? Ведь когда я прошу его дать мне красный кубик, он дает мне желтый, когда прошу показать зеленый предмет, он показывает синий!» Нет, опасения эти совершенно безосновательны. Способность различать цвета появляется у ребенка ещё в первые месяцы жизни. Наблюдательная мама может заметить, что внимание малыша привлекают яркие, контрастные цветовые сочетания. Сначала это пара черный/белый (хотя в строгом понимании они цветами не являются), затем добавляются красный, желтый, а чуть позднее и остальные цвета и оттенки.

Гораздо сложнее научиться выделять нужный оттенок, ведь цвет – это такой же признак предмета как, скажем, форма или размер. А способность группировать предметы по признакам появляется у малышей в период от полутора до трех лет.

Ещё один распространенный вопрос: «Мой ребенок до сих пор не называет цвета, хотя я вижу, что он может сложить в одну кучку все карандаши красного оттенка, а в другую кучку – все оттенки синего. Не отстает ли мой ребенок в развитии?» Нет. Для ребенка научиться давать цветам правильные названия – не такая простая задача, как кажется взрослому человеку. Ведь название нужно не только запомнить, необходимо ещё установить ассоциацию этого названия с нужным цветом. У некоторых детей эта способность может сформироваться только к четырем-пяти годам.

Поэтому временные рамки, в которые должен уложиться ребенок в процессе изучения цветов, довольно широкие и составляют промежуток с двух до пяти лет. Начинать волноваться нужно только если ребенку уже шестой год, и он не может ни назвать цвет, ни сгруппировать цвета, ни показать нужный. Но, как правило, подавляющее большинство детей к этому возрасту могут легко сделать все вышеперечисленное.

Но, конечно, нужно отметить, что чем раньше начато обучение, тем лучше. В идеале - как только кроха стал активно познавать окружающий мир, тогда и можно начинать знакомить его с цветами. Ненавязчиво, постепенно…. Посредством каких занятий – мы расскажем позже.

С каких цветов лучше всего начинать обучение? – Однозначного ответа на этот вопрос нет. Традиционно советуют в первую очередь выучить основные цвета: красный, желтый, зеленый и синий, а затем уже приступать к оттенкам. Однако, справедливости ради нужно отметить, что для многих детей это не принципиально. Поэтому если, к примеру, любимой игрушкой вашего чада является огромный розовый слон - можете смело вводить розовый цвет одним из первых.

Также расходятся мнения и относительно того, с какой скоростью вводить цвета в обиход малыша. Часто можно услышать советы о том, что вводить цвета нужно постепенно, по одному. Но практика показывает, что метод этот не способствует более быстрому усвоению цветов, а лишь растягивает процесс по времени. Оптимально же, если вы будете вводить два-три цвета одновременно, что внесет гораздо больше разнообразия в тематические игры и не позволит малышу скучать.

Как же сделать процесс изучения цветов быстрым, приятным и эффективным? – Так же, как и любой другой обучающий процесс – превратить его в игру. Занятия в игровой форме помогут малышу изучить цвета легко, без давления и принуждения со стороны взрослого. Разговаривая с малышом, рассказывая ему об окружающих его вещах, не забывайте обозначать их цвета. Можно провести дополнительное сравнение: «Это киска. Киска белая, как снежок». А можно рассказать, что одинаковые предметы могут быть разных цветов: «Смотри, какой красивый листик. Сейчас листик зеленый. А осенью листики становятся желтыми или красными». И так, день за днем рассказывая крохе об окружающем мире, комментируя свои и его действия, мы естественным образом вводим понятие цвета в его сознание.

Позже наступает пора не просто обозначать цвета, но и производить с ними различные действия. Играя в кубики, можно попросить малыша сложить башенку желтого цвета, одеваясь на прогулку – взять розовые колготки, а собираясь купаться перед сном – отнести в ванную голубое полотенце. На первых порах придется помогать крохе, но впоследствии он станет ошибаться все меньше и меньше.

Очень хорошо помогают ориентироваться в цветах игры на сортировку. Можно перемешать пуговицы различных цветов, а затем попросить ребенка разложить их по соответствующим коробочкам. То же самое можно делать и с разноцветной мозаикой, и с бусинами, и с прочими подходящими предметами. В старшем дошкольном возрасте игра усложнится: ребенку нужно будет научиться раскладывать предметы по оттенкам одного цвета. Для этой цели хорошо подходят большие наборы цветных карандашей или фломастеров. Так, алый, пурпурный и красный будут в одной кучке, а салатовый, изумрудный и зеленый – в другой.

Кстати, карандаши и фломастеры, а также краски, будут замечательным подспорьем для изучения цветов в процессе рисования или раскрашивания картинок. Можно давать малышу задания раскрасить солнышко желтым или травку зеленым, а можно наоборот спрашивать: «Каким цветом ты раскрасил травку/солнышко?» Повторяя цвета вслед за вами, ребенок будет быстрее их запоминать.

Существует ещё множество замечательных игрушек и развивающих игр, направленных на изучение цвета. Среди них и пазлы, и мозаики, и книги – можно выбрать что-то по пристрастиям ребенка.

Нельзя не упомянуть ещё один замечательный способ изучить цвета – «цветные дни». Периодически устраивайте «день красного цвета», «день желтого цвета» или любого другого. Как провести, к примеру, день желтого цвета? В этот день обращайте внимание ребенка только на желтые предметы, оденьте желтый наряд, поиграйте желтыми игрушками…., принцип, в общем, простой: максимальное внимание на определенный цвет. Как правило, малыши очень любят игры подобного рода.

Подробнее хочется сказать об оттенках. Зачастую даже взрослый человек неправильно называет тот или иной оттенок. Немногие знают, как выглядит антрацитовый, циановый оттенки или цвет индиго, ультрамарин. Оттенков великое множество. Знать их все наизусть совершенно необязательно. Но ознакомить с основными «непростыми» можно вполне. Если вы сами испытываете затруднения в определении того или иного оттенка – приобретите специальный набор карточек Глеба Домана «100 цветов». Как вариант можно купить набор масляных красок – все цвета в таком наборе подписаны. А если под рукой интернет - шаблоны оттенков легко найдутся в Википедии.

Ребенку просто необходимо знать цвета, ведь это позволяет ему лучше понимать других, а другим – лучше понимать его. Знание цвета как одного из признаков предмета позволяет ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире. Поэтому обучение цвету должно быть своевременным. А чтобы оно было результативным – используйте игровую форму обучения. Играя, вы убьёте сразу двух зайцев: и выучите цвета, и станете ближе к своему малышу. Удачи!

Бакуменко Валентина