Когда же он заговорит

Ваш малыш растет, он уже умеет сидеть, а порой и уверенно ходит. Все эти достижения вас, безусловно, радуют. Только порой тревогу вызывает тот факт, что он еще не говорит или говорит, но меньше, чем его сверстники по детской площадке. В этой статье мы ответим на основные вопросы, возникающие у родителей в период формирования речевых навыков у ребенка. Первый и, как правило, основной вопрос: Когда же малыш заговорит?

Для ответа на этот вопрос, мы обратимся к опыту детских психологов, логопедов и других специалистов в данной области. Итак, давайте остановимся подробнее на этапах развития речи у малыша, начав с самого раннего.

Первым этапом речевого развития ребенка является так называемый «комплекс оживления», который начинается при достижении младенцем возраста 3-х месяцев. Малыш начинает реагировать на ваше обращение к нему обращение с помощью улыбки и радостных бессвязных звуков. При достижении возраста 4 месяца, у малыша появляется «гуление», то есть произнесение сочетания нескольких звуков, таких как «аха», «гы» и других. Пока еще эти звуки не несут в себе определенного смысла, являясь лишь проявлением настроения крохи. В пять месяцев, как правило, наступает период «мелодичного гуления», при котором малыш начинает тянуть гласные звуки, такие как «А» и «О», словно пропевая их. Младенец уже может поворачивать голову в ту сторону, откуда доносится заинтересовавший его звук. Как правило, такими звуками является речь родителей или других близких членов семьи. В этом возрасте у некоторых малышей уже может появиться случайный лепет, то есть произнесение ребенком более сложных сочетаний согласных и гласных звуков. Пока еще его «слова» лишены смысловой нагрузки. Однако это первые попытки малыша к более осмысленному общению. К 6-ти месяцам малыш уже гораздо внимательнее прислушивается к речи взрослых и их интонациям. Начинается бурное развитие лепета. Так, например, общаясь со взрослыми, ребенок может произносить повторяющиеся сочетания простых звуков, к примеру «ма-ма», «па-па», «да-да», «би-би» и другие. Малыш уже пытается самостоятельно воспроизводить услышанные от взрослых звуки. К семи месяцам лепет развивается еще больше. Кроме того, у некоторых малышей появляется выделение и понимание некоторых простейших слов, к примеру «да» и «нет». В возрасте 8 месяцев малыш, порой, достигает новых речевых высот. Подражая родителям, он повторяет некоторые слова, зачастую не понимая их смысла. Достигнув возраста 9-ти - 10-ти месяцев, малыш все больше усложняет свой лепет, порой, произнося уже свои первые слова, такие как «мама» «папа» «на» «не(т)» и так далее. Кроме того, малыш уже знает свое имя и откликается на него. Активно идет развитие звукоподражания: «мяу» - кошка, «би-би» - машина и так далее. К окончанию первого года жизни, малыш старается повторить за взрослыми несколько слов. Причем, как правило, девочки делают первые попытки заговорить немного раньше – в восемь – девять месяцев, а мальчики чуть позже в одиннадцать – двенадцать месяцев. Существует теория, по которой, годовалый малыш уже должен понимать около 20-ти простых часто употребляемых слов. Кроме того, он уже способен и сам говорить некоторые упрощенные слова (их насчитывают около десяти). Годовалый ребенок уже с легкостью может подражать речи родителей, произнося слова, смысл которых ему, порой, не понятен. Он уже кивает головой в знак согласия, и энергично ей мотает, если с чем-то не согласен. Порой заменяет эти движения словами «да» или «нет». Верно реагирует на простые просьбы и вопросы: «скажи «Пока» (машет ручкой), «дай», «на», «где?» (показывает предмет или указывает на него пальчиком) и так далее.

Такие отечественные лингвисты, как Н. А. Рыбников и А. Н. Гвоздев много лет посвятили изучению развития детской речи. На основе своих исследований они пришли к выводу, что до полутора лет основными словами в детском словаре остаются упрощенные слова («ам-ам» - кушать), звукоподражания («ав-ав», «пи-пи», «тик-так») и постоянно употребляемые простые для произнесения слова («мама», «баба», «няня», «папа» и так далее). Причем все эти слова малыш произносит только в единственном числе и именительном падеже. В промежуток от полутора лет и до 1 года 8-ми месяцев у некоторых малышей наблюдаются первые попытки связать между собой два слова, чтобы образовать фразу («ам-ам нет», «мама, на» и другие). Начинается употребление повелительной формы таких глаголов, как «дай», «иди» и так далее, так как с их помощью ребенок выражает свои желания, имея для него большое значение. Между годом и 8 месяцев и годом и 10 месяцев в словаре ребенка могут появиться формы слова во множественном числе, так как для малыша уже видна разница между одним и несколькими такими же предметами. К двум годам словарный запас малыша, как правило, включает в себя до 300 часто употребляемых слов. Н. А. Рыбников и А. Н. Гвоздев, основываясь на своем опыте, полагают, что примерно 63% из данных слов составляют существительные, глаголам отводится 23%, а на остальные части речи приходится 14%.

Вообще, второй год жизни малыша сопровождается появлением самостоятельной речи. Ребенок, в первое время, говорит названия целого ряда вещей и понятий первым слогом (такие слова могут иметь несколько значений), к примеру, «ку», то есть кушать или купаться и так далее). Полным ходом идет активное развитие речи малыша. Ближе к двум годам малыш перестает называть предметы обобщенными словами. У каждой вещи и каждого действия появляется свое название. Кроме того, ребенок довольно легко и быстро узнает и произносит названия предметов, которые изображены на картинках, говорит свое имя и имена близких родственников, использует сочетание слов и жестов. В два года малыш, как правило, уже вполне верно изменяет слова, используя при этом формы множественного числа имен существительных, прошедшее, настоящее и будущее время употребляемых глаголов.

Третий год жизни малыша – это время активного качественного пополнения его словарного запаса у увеличения четкости произношения слов. Малыш, как правило, набирает до ста новых слов в месяц, говорит фразами и простыми предложениями и задает массу вопрос, типа «что это?», «почему?», «где?» и так далее. Это возраст «почемучек» и выдумщиков, которые самостоятельно начинают придумывать или образовывать по аналогии новые слова. Малыш уже вполне может обобщить понятия, а, разговаривая со взрослыми, довольно четко и логично объясняет свои желания. Присутствие в детской речи заминок, грамматических ошибок или многократных повторений какого-либо слова вполне уместны и легко объяснимы юным возрастом оратора. Говоря о качественном изменении структуры детской речи, следует отметить, что в ней появляются новые грамматические формы, помогающие малышу сформировать предметную и пространственную ориентацию, то есть малыш начинает пользоваться падежами. Первоначально появляется родительный падеж («Кого?» «Чего?»), потом дательный («Кому?» «Чему?»), за ним творительный («Кем?» «Чем?») и, наконец, предложный («О ком?» «О чем?»). Также у него возникает ориентация во времени, то есть малыш начинает употреблять временные формы глаголов. Однако безошибочное использование падежных форм отмечается у детей более старшего возраста. С середины третьего года и до 3-х лет в речи ребенка начинают проскальзывать длинные довольно сложные фразы и придаточные предложения. В 3 года в речи появляются местоимения и соединительные союзы. На четвертом году жизни малыша в его речь активно включаются условные формы предложений (С использованием схемы «Если - то»), длинные сложные фразы, короткие монологи. В общем, малыш продолжает совершенствовать свою речь, избавляясь от ряда речевых ошибок и увеличивая свой словарный запас. В тех случаях, если малыш неверно или нечетко произносит отдельные или все звуки, родителям уже можно обратиться за консультацией к логопеду. Пять лет – это заключительный этап развития детской речи, характеризующийся началом второго этапа «Почему?».Малыш в этом возрасте, как правило, становится полноценным собеседником. Подобная схема речевого развития вполне может слегка варьироваться в одну или другую стороны. Все зависит от субъективных особенностей физического и речевого развития малыша.

С формированием и развитием речи у малыша тесно связано правильное формирование всех основополагающих познавательных жизненных процессов, таких как память, внимание, воображение и творческое и логическое мышление. Вот почему так важно с постоянным вниманием следить за развитием речи малыша для того, чтобы своевременно и оперативно выявить и предотвратить любые отклонения или задержку речевого развития. Что, помимо усилий родителей может оказать влияние на то, когда ребенок станет полноценно с ними беседовать?

Определенное воздействие, конечно же, может оказать (но далеко не всегда) наследственность, то есть возраст, в котором мама или папа произнесли свои первые слова, и личные темпы развития речи именно вашего малыша. В любом случае, если к 4-м годам ребенок не понимает вашу речь и сам упорно продолжает молчать, вам следует проконсультироваться у специалистов. Если же он говорит, но пока не слишком четко и с ошибками, но, при этом, заметен речевой прогресс, можно не переживать. Малыш заговорит полноценно и четко, когда будет к этому полностью готов.

Задержка речевого развития у ребенка – это любые отставания от нормы развития детской речи в период между 3-мя и 4-мя годами. Это означает, что у малыша имеется запаздывание формирования речи или же частичное либо полное ее отсутствие. У малышей, у которых отмечена задержка развития речи, речь в любом случае сформируется, но этот процесс завершится гораздо позже.

Если вам кажется, что у вашего ребенка есть отставание речевого развития, вам желательно обратиться к специалистам, первоначально посетите лора. Он проведет обследование, по результатам которого, сообщит вам, есть ли у ребенка проблемы со слухом. Если все в норме, а улучшений не наступает можно проконсультироваться у невропатолога, который определит наличие или отсутствие общих нарушений или расстройств. Если все в норме, то вам нужно начать с ребенком активные домашние занятия (общение, чтение стихов и сказок, ответы на вопросы и объяснения различных предметов и явлений, смысл и назначение которых не всегда понятны малышу). Либо же вы можете обратиться в специализированные центры по устранению задержек речевого развития или школы раннего развития. Также можно поделать упражнения на развитие мелкой моторики, так как от нее во многом зависит формирование нервной системы ребенка и, соответственно, его речи.

Развитие детской речи имеет, как правило, две главных линии: во-первых, пассивное понимание слов, то есть только понимание речи окружающих людей и активное, то есть собственно их произнесение. Как правило, пассивная детская речь намного опережает речь активную. Уже к 10 месяцам или году малыши зачастую могут понять названия некоторых часто произносимых предметов и действий. Наверняка вам известны такие знаменитые игры для малышей, как "Сорока-ворона" или "Коза рогатая". Однако до достижения ребенком определенного возраста (у каждого малыша он индивидуален), количество слов, которые он способен понять в несколько раз превосходит число слов, которые малыш бойко произносит. Учтите, что у некоторых малышей данный этап затягивается на длительное время. Малыш, вплоть до 2 лет, может прекрасно понимать все то, что ему говорят родители или окружающие его люди, но, при этом, не говорить ни единого слова: вообще молчать или только лепетать. Тем не менее, если малыш развивается в нормальных условиях, то его речь постоянно усложняется сама по себе.

Как правило, у подобных малышей переход к активному говорению осуществляется быстро, неожиданно и практически незаметно. Это легко объяснимо. Уже довольно богатый словарь понимаемых малышом слов делается его активным словарным запасом. Иногда случается так, что малыши, которые упорно молчали до двух лет, уже через год (то есть, в 3 года) легко могут догнать, а, порой, и перегнать в темпах развития детей, которые начали попытки говорить еще в десять месяцев. Вот почему вам вовсе не стоит нервничать и переживать, если до достижения двух лет активный словарный запас ребенка состоит всего лишь из 2-х – 3-х слов. Если ваш ребенок может понять речь, которая обращена именно к нему, если вами созданы любые необходимые условия для стабильного и своевременного развития малыша, то, в любом случае, наступит тот момент, когда малыш заговорит. А то, насколько это произойдет раньше или позже, как правило, в большинстве своем, зависит только от родителей.

Итак, как же родители могут помочь своему малышу заговорить.

Довольно длительное время было принято полагать, что речь малыша возникает из его прямого подражательства звукам речи взрослых людей, которые его постоянно окружают. То есть, дети, запоминая слова родителей, могут повторить их и, посредством этого, усваивают основы речи. К огромной радости родителей, некоторые дети уже десяти месяцам - первому году могут отчетливо повторить за родителями какие-либо простейшие постоянно употребляемые ими слова. Подражание, конечно же, может иметь место при усвоении речи (так как малыши всегда произносят свои первые слова на том языке, на каком общаются с ним и между собой их родители). Однако подражание отнюдь не становится основополагающим фактором. Малыш с легкостью способен воспроизвести то либо другое слово по просьбе родителей, но он еще не способен использовать данное слово самостоятельно. Получается, что умение малыша подражать чужой речи, воспринимать ее и повторять слова других людей вовсе не способно привести к появлению у малыша его собственных слов.

Однако абсолютно очевидно, что первые детские слова могут возникнуть лишь при условии тесного постоянного общения с родителями и другими близкими людьми. Однако отношения взрослых и ребенка не могут быть сведены лишь только к прямому копированию звуков, произносимых взрослым во время речи. Слово – это, в первую очередь, символ, то есть только заменитель какого-либо предмета. Получается, что за каждым. произнесенным ребенком словом, стоит какой-либо предмет, который им обозначается, проще говоря, это значение употребляемого слова. Если же данный предмет в это время для малыша не доступен для рассмотрения и осязания, то первые слова малыша могут еще долго не появляться, как бы часто мама ни разговаривала с ребенком и как бы четко и хорошо малыш ни мог воспроизвести ее слова.

А вот если мама постоянно играет с малышом в его любимые игрушки, в этом случае, данные игрушки и действия, совершаемые с ними, делаются предметом (то есть содержанием) общения мамы и ребенка. Если же малыш хоть и увлеченно и подолгу может играть с предметами, но, как правило, делает это в одиночестве, то, в данном случае, активная речь малыша также может задерживаться. Связано это с тем, что у ребенка не появляется потребность в назывании используемого предмета, обращении к кому-то с просьбой, либо выражении своих эмоций и впечатлений. Желание и стремление малыша говорить обусловлено наличием одновременно двух основных факторов: потребности в постоянном общении с родителями и другими взрослыми людьми и желание получить что-либо, что сначала необходимо ребенку назвать, чтобы его правильно поняли. Каждый из этих факторов, взятый в отрыве от другого, вряд ли сможет привести к говорению. Вот почему родителям важно не просто общаться со своим малышом, но и постоянно играть с ним различные детские развивающие игры, в процессе которых, обсуждать все свои действия и манипуляции с предметами с ребенком. Для этих целей прекрасно подойдут машинки, пирамидки, мячики, кубики и так далее.

В подобном предметном общении и сотрудничестве родители ставят перед малышом речевую задачу. Для ее выполнения малышу потребуется перестроиться под новые правила общения. Эти правила сводятся к тому, что для того, чтобы малыша поняли, ему нужно сказать какое-либо определенное слово. То есть, ему потребуется отвернуться от того предмета, который он хочет получить, и, обратившись к родителям, выделить из их речи нужное слово и произнести его для оказания влияния на них и, получения желаемого. Сущность речевой задачи сводится к тому, чтобы подвигнуть малыша на активное употребление и частое использование установленного слова, как единственного верного способа воздействия.

Малыши начинают активно говорить лишь под воздействием настойчивых просьб родителей, делающих слово центром внимания малыша. К сожалению, далеко не всегда становление детской речи завершается своевременно и благополучно. Давайте подробнее рассмотрим, почему малышу бывает трудно заговорить.

На сегодняшний день значительное недоразвитие или в принципе отсутствие даже зачатков речи у трех - четырехлетних детей делается все более значительной проблемой для его родственников и преподавателей. Давайте постараемся рассмотреть главные, более частые причины данных проблем у малышей в возрасте 2-3 года и методы их преодоления.

Недостаточное общение малыша с родителями и другими близкими родственниками – это главная причина отставания в речевом развитии. Современный стиль и ритм жизни иногда может привести к тому, у некоторых родителей ввиду их постоянной занятости на работе и усталости не хватает времени и сил на общение с ребенком. Основным источником различного рода впечатлений (речевых в том числе) становится для малыша телевизор. Постоянное молчание всех членов семьи в каждодневной жизни или во время просмотра телевизора может обернуться для ребенка тяжелыми последствиями и осложнениями в процессе овладения речевыми навыками. Врачи, которые в силу своих профессиональных обязанностей постоянно обследующие детей, уже несколько лет бьют тревогу из-за того, у большинства обследованных детей выявляются проблемы с речью и со слухом. На сегодняшний день, как правило, у каждого четвертого малыша дошкольного возраста есть признаки замедленного развития речи или нарушения развития. Причем, это нисколько не зависит от образования родителей или их положения на социальной лестнице.

Медики уделяют особое внимание тому факту, что увеличение случаев нарушений речевого развития в настоящее время можно объяснить скорее не врачебными факторами, а поменявшейся социально-культурной обстановкой, в которой приходится расти ребенку. У родителей, которые много времени проводят на работе, на ребенка времени уже почти не остается. Живое общение, в этом случае, подменяется просмотром телепередач, мультфильмов и, что хуже всего, рекламы (яркость, динамичность и «крикливость» рекламы может негативно сказаться на формировании еще не окрепшей нервной системы ребенка).

Ведь ребенок, находясь перед экраном телевизора, слушает речь, довольно громкую, разноплановую и выразительную. Что же, в таком случае, ему мешает ему в ее усвоении? Все дело заключается в том, что та речь, которую малыш слышит с экрана DVD или телевизора, не может оказать на него требуемого воздействия и играть ключевой роли в развитии речи малыша. Телевизионная речь постановочна и ребенок это ощущает, вот почему он не идентифицирует ее, как обращенную лично к нему, и не включает ее в свою практическую активность. Даже самые интересные и познавательные телепередачи или диски не способны заменить малышу живого общения с родителями. Обратим ваше внимание еще раз на тот факт, что лишь непосредственное практическое взаимодействие со взрослыми может вызвать нормальное развитие речи.

Из этого можно сделать вывод, что, для предотвращения и преодоления нарушений развития речи, требуются, как минимум, два условия: постоянное включение речи в любую деятельность малыша и индивидуальная адресная направленность речи, которая может возникнуть лишь при живом прямом общении.

Для ребенка, которому необходимо освоиться в мире речи, всегда очень интересно, кто и как говорит определенное слово. Кроме того, для малыша очень важен прямой эмоциональный контакт, то есть взгляд глаза в глаза, заинтересованная внимательность, ответные эмоции и так далее. Это могут подарить малышу только его близкие люди.

Однако в некоторых случаях отставание в развитии речи может быть связано с излишним пониманием взрослыми членами семьи жестов и полуслов малыша. Родные, прекрасно понимая важность самостоятельной речи малыша, при всем этом, не стремятся стимулировать у него стремление к началу нормальной понятной всем речи и не стремятся ставить перед ребенком конкретных речевых задач, при этом самостоятельно угадывая все его малейшие желания.

Родители прекрасно понимают, что им хочет сообщить малыш, и их вполне удовлетворяют детские высказывания, вроде «би-би» – вместо машина, «пия» – вместо пить, «кука» - вместо кукла и так далее. Кроме того, взрослые родственники и сами порой с умилением повторяют за малышом его высказывания и используют при общении с ним так называемые «детские слова». Подобный язык иногда называется «языком мам и нянь». Однако всегда следует помнить, что данный язык может быть уместен только лишь для самого малыша, но ни в коем случае ни для взрослых людей, которые его окружают. Кроме того, родителям вовсе не стоит «сюсюкать», разговаривая с ребенком, так как именно от них малыш берет пример, как правильно говорить. Кроме того, он перенимает артикуляцию, четкость произношения отдельных звуков и интонационные особенности речи. После достижения ребенком первого года жизни, начинает активно усваиваться речь, а использование сюсюканья и «детских слов» может помешать плавному переходу к использованию общепринятой нормальной речи. Малыш рискует на длительный срок застрять на этой стадии речевого развития, удовлетворяясь лишь несколькими неверно или не четко произносимыми детскими словами. Если ребенок в возрасте до 3-4 лет останавливается на уровне использования в своей речи только детских слов, в будущем это грозит ему нарушений речи. По словам специалистов, к ним относятся нарушения, которые связаны с недостаточным освоением верного произношения звуков русского языка и их заменой, смешиванием и так далее. При поступлении в начальную школу данное неверное произношение, скорее всего, повлечет за собой допущение ребенком грубых ошибок при письме, поскольку он, скорее всего, станет писать слово также, как говорит его или слышит.

Увеличенная импульсивность малыша, его гиперактивность или абсолютное игнорирование желаний и просьб родителей сказать какое-либо слово, также могут стать не менее серьезными препятствиями в процессе речевого развития ребенка. Подобные малыши чрезмерно импульсивны и активны, неусидчивы и очень подвижны. Как правило, такие дети бегут, куда глаза глядят (или не глядят) и, как правило, не могут на длительный период времени сосредоточить свое внимание на каком-либо определенном предмете или действии. Проведенные специалистами многолетние исследования доказывают, что малыш может запомнить какое-либо новое слово и попробовать его произнести только с девятого повторения. Это правило работает тогда, когда ребенок полностью сосредоточен на речевой задаче и внимательно следит за артикуляцией родителей во время произнесения ими данного слова. Если же ребенок не способен на подобное сосредоточение внимания, то процесс запоминания и произнесения слова может значительно растянуться. Гиперактивным детям, как правило, взрослый не требуется ни как партнер для игр, ни как пример для подражания. Они начинают играть самостоятельно (проявление самостоятельности), выполняя с предметами стереотипные простые действия и практически перестают общаться со взрослыми Однако для полноценного развития ребенку необходимо постоянное общение с родителями, в противном случае, у малыша могут проявиться задержка речи и общего психического развития.

В данном случае, родителям как можно быстрее следует вернуться к совместным играм и занятиям с малышом. В их основе должен лежать постоянный положительный эмоциональный контакт с вашим ребенком. Для возвращения утраченного интереса к вам со стороны малыша, можно попробовать неназойливо воспользоваться, к примеру, нежным поглаживанием по голове, ласковым обращением к малышу по имени, простые детские игры, такие как «Ку-ку» и «Сорока-ворона», совместная игра в песочнице или в ванне и так далее. Чрезвычайно необходимо установить потерянный контакт с малышом, поймав его взгляд, отреагировать на него улыбкой и получить улыбку в ответ. Огромное значение может иметь и то, каким образом родители привносят в жизнь малыша разнообразные предметы или игрушки. Постарайтесь придать всем своим действиям с предметами «человеческий» характер: кормить, укладывать спать, хвалить или жалеть любимую куклу дочки, лечить больных плюшевых игрушек, играть в дочки-матери, в магазин, отправить машину в дальний путь, предварительно вместе с сыном посадив в нее водителя, рисовать, лепить и так далее. Кроме того, совместное творчество не только станет способом вашего общения, но и прекрасно разовьет мелкую моторику малыша, что способствует развитию его нервной системы и, следовательно, речи.

Также очень полезны игры с имитацией. Вы говорите В присутствии ребенка, вы начинаете говорить за разных зверей, для этого прекрасно подойдут плюшевые или пальчиковые игрушки, малыш, постепенно проникаясь общей атмосферой игры и веселья, начинает повторять имитирующие звуки вслед за родителями. Данные игровые упражнения нацелены на то, чтобы прервать бестолковую хаотичную беготню малыша и заинтересовать его интересным и содержательным общением.

Стремительные темпы речевого развития являются на сегодняшний день еще одной широко распространенной причиной правильного и своевременного развития речи. Этот случай отличается от всех прочих причин тем, что появление первых слов малыша не только не запаздывает, но, скорее, может опережать все принятые возрастные нормы постепенного развития речи. Иногда случается так, что в возрасте в года и трех месяцев малыш внезапно и совершенно неожиданно начинает говорить практически развернутыми предложениями, с довольно хорошей дикцией. При этом, он использует уже полноценные взрослые слова. В первое время возможности и способности ребенка могут казаться окружающим безграничными. Желая вырастить вундеркинда, родители с таким малышом постоянно активно разговаривают, его интенсивно учат новым словам, рассказывают обо всем на свете, ставят разнообразную музыку, читают книги и детские энциклопедии и так далее. Малыш все довольно хорошо понимает и слушает с интересом. Со стороны кажется, что его развитие идет превосходно. Но однажды такой малыш вдруг начинает заикаться, тяжело и подолгу не может заснуть, его начинают мучать различные беспричинные страхи, в следствии чего, малыш делается вялым и капризным.

Все эти неприятности, как правило, происходит от того, что еще довольно слабая, не вполне окрепшая нервная система ребенка не может справиться с тем огромным потоком различной информации, который внезапно обрушивается на детскую голову. Ребенку очень сложно так внезапно и стремительно перестроиться и всего лишь за полгода превратиться из младенца во вполне взрослого человека. Увеличенная возбужденность и эмоциональность, ночные кошмары и страхи, появление заикания могут свидетельствовать о том, что нервная система малыша чрезмерно утомлена и что ему очень тяжело справиться с огромной информационной нагрузкой и переварить всю полученную информацию. Следовательно, малышу просто необходим отдых, предельное ограничение лишней информации и впечатлений. Для предотвращения развития детских неврозов, родителям необходимо с ним больше гулять, играть в простейшие игры для малышей, постараться приучить ребенка к общению со сверстниками и так далее.

На последок подведем итоги. Формы нарушения развития речи довольно разнообразны. В любом случае, для своевременного и стабильного речевого развития малышу требуется полноценное и соответствующее ситуации и возрасту общение с родителями. К сожалению, иногда случается так, что, всевозможные старания родственников не приводят к необходимому результату и 3-хлетний ребенок продолжает упорно молчать, или говорит только отдельные нечленораздельные и непонятные звуки, либо же вовсе стремится избегать любого общения с родителями. В данных случаях родителям требуется незамедлительно обратиться за помощью к специалистам: логопеду, лору, невропатологу или детскому психологу. Помните, что речь является одним из основополагающих показателей развития детской психики. Связано это с тем, что в речи находят отражение все победы и проблемы малыша.

Калиниченко Марина