Недолгий визит в сказочный мир

Маленький ребенок непоседа и постоянно требует внимания. Чтобы хоть как-то уделить немного времени себе, многие родители ищут спасение при помощи «голубого экрана».

Конечно, ни в коем случае не стоить делать из телевизора «второго друга» или виртуальную «няню» вашего ребенка. В связи с избытком детских передач на ТВ многие современные дети в возрасте от двух лет проводят перед «голубым экраном» более 10 часов в неделю. Такой «переизбыток» чреват появлением у детей снижения самоконтроля, повышенной возбудимостью, «телезависимостью» ( неумением занять самого себя, недоразвитостью воображения), поверхностного восприятия, эмоциональной несдержанностью и т.д.

Только грамотный подход к просмотру ТВ вашего малыша поможет правильно и безопасно для здоровья «приучить» ребенка к телемиру.

Расстояние от ребенка и телевизора должно быть не менее 2 метров.

В первую очередь, просмотр «голубого экрана» влияет на зрение. Поэтому просмотр ТВ малышом должен быть дозирован. Расстояние между ребенком и телевизором - не менее 2 метров. Не рекомендуется смотреть телевизор лежа и при выключенном свете. Экран должен располагаться на уровне лица, не ниже и не выше - это снижает нагрузку на мышцы спины и шеи.

Смотреть ТВ лежа - вредно для здоровья детей.

До года малыша лучше к телевизору не пускать. В полтора-два года просмотр ТВ должен укладываться в 15 минут в сутки. В этом возрасте малышу трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. К экрану ребенка привлекает цвет, движение, звуки. Таким карапузам лучше просматривать короткие телепрограммы, предназначенные для самых маленьких.

К 3–4 годам «детский» просмотр можно увеличить до получаса. К этому времени ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Его привлекает уже само действие на экране. Карапуз с удовольствием исследует «мультяшный» мир, подражает сказочным героям. Детское воображение захвачено миром телевизионных историй. Для того, чтобы не было слишком сильной зависимости 3-4-летнему малышу не следует покупать игрушечных героев мультиков и не вешать в детской комнате постеры с картинками из мультфильмов.

В 3-4 года ребенку уже интересен сюжет телепрограмм.

Дошкольника безопасно подпускать к телевизору не дольше 25 минут. При этом желательно делать 5-7 минутный перерыв. 5-6-летним детям рекомендуется смотреть мультфильмы с ясным сюжетом и без «устрашающих» монстров.

В наше время почти в каждой семье есть DVD-видеомагнитофон или DVD-плеер. Для дошкольника лучше всего приобрести диски с красочные полнометражными анимационными фильмами, например «Бемби». Если малыш помладше (3-4 годика), можно смотреть такие мультики поделить на серии. Бывает, что продолжительность мультфильмов на дисках превышает 60 минут. Такие просмотры лучше устраивать для 5-7 летних детей раз в неделю и ограничиться в этот день только им.

Сами телепрограммы должны быть добрыми и соответствовать возрасту ребенка. Согласно научным исследованиям самыми травмирующими для детской психики являются фильмы ужасов, фильмы-катастрофы, а также сцены с мотивом глубокого одиночества, тяжелых потерь, расставаний и безнадежности. Нежелательны для детей мультфильмы, в которых обыгрывается трансформация человеческого тела (сказочный герой отрывает себе руки или голову, разбивается в лепешку и т.д). Это может «дезинформировать» малыша, и он будет уверен, что в реальности вполне допустимы подобные вещи.

Чем больше ребенок наблюдает по телевизору за агрессивными героями, тем выше поднимается его уровень агрессии. Он делает вывод, что проблемы можно решить только с помощью «радикальных» методов: грубые выражение, драка и т. д. Поэтому не в коем случает нельзя оставлять ребенка с телевизором в полном одиночестве. Родители должны следить за тематикой просмотра передач ТВ своего ребенка. Для этого взрослым желательно заранее просматривать телепрограмму до того, как детская ручка щелкнет пультом от телевизора.

Ребенок не должен пугаться увиденного на экране.

Если малыш все же оказался свидетелем сцен смерти или убийства, надо спокойным уверенным тоном объяснить ему, что это не по-настоящему. Если ребенок увидел сцену эротического характера , то не следует «сломя голову» выключать телевизор. В ответ на его вопросы доступным языком объясните, что взрослые люди делают друг другу приятно. Постепенно увидите его от телевизора, займите его какой-либо игрой. Помните, что запретный плод сладок! Если малыш почувствует, что вы явно запрещаете ему смотреть ту или иную передачу, то он проявит к ней небывалый интерес.

Также не стоит забывать, что просмотр «голубого экрана» влияет на словарный запас вашего чада. Поэтому особенно важен просмотр передач, соответствующих возрасту. В данном случае не стоить злоупотреблять просмотром мультфильмов, в которых герои говорят на искаженном языке с неправильными интонациями. В тоже время, не стоит нагружать карапуза просмотром, например, новостных выпусков. Как правило, в таких передачах может прозвучать информация о дорожных авариях с летальным исходов, убийствах и т.д.

Важную роль при просмотре ребенком ТВ играют комментарии взрослого. Это особенно важно для детей в возрасте от 3 до 6-7 лет. В этот период взрослые способствуют правильному формированию жизненного восприятия. Мама и папа объясняют своему ребенку, что между жизнью сказочных героев и реальности есть грань. Например, Карлсон живет на крыше только потому, что он вымышленный персонаж.

Мама должна стать «помощников» в просмотрах телепередач.

Конечно, телевизор никогда не заменит живого общения с ребенком! Для того, что дети не стали зависимыми от ТВ и адекватно реагировали на недолгие просмотры «голубого экрана», родители должны найти для ребенка интересные занятия. Например, предложить карапузу порисовать разноцветными карандашами, купить книжку- раскраску, поиграть с ним в развлекательную интерактивную игру. Можно предложить малышу помочь вам по дому, причем уборку тоже можно превратить в «игру»: сказать, что одна из его игрушек потерялась и ее можно найти, только если сложить все остальные игрушки по местам или предложить малышу «избавить» комнату от пыли. Если вы доверите ребенку «взрослые» обязанности», он будет горд.

В «отношениях» ребенка и телевизора не стоит действовать категорично. В современном обществе телевизор-это неотъемлемая часть быта, источник информации. Поэтому ограничивайте время телевизионных сеансов не запретами, а взаимной договоренностью. Узнайте у своего ребенка, какие мультфильмы или передачи ему интересны, посоветуйте сами полезные, на ваш взгляд, ему телесеансы. Согласно исследованиям детских психологов, недолгие познавательные передачи для детей благоприятно влияют на их развитие.

Екатерина Аржанухина