Программы раннего развития малыша

Часто родители задают себе вопрос: «Когда надо начинать заниматься с ребенком? С какого возраста?». С самого рождения!

С новорожденным ребенком надо начинать заниматься как можно раньше. В первые месяцы это будут самые простые занятия. Очень полезно включать несколько раз в день на 5-10 минут классическую музыку, для физического развития будут полезны занятия с ребенком в специальном бассейне в группах для новорожденных. И конечно, как можно больше разговаривайте с ребенком когда он бодрствует, во время кормления. Занимайтесь с ним гимнастикой, делайте легкий массаж.

Не надо ждать, что ребенок пойдет в садик, и там с ним будут заниматься по развивающим методикам. Начинать занятия в 3 года уже поздно, т.к. развитие мозга происходит наиболее интенсивно с рождения и до 3-х лет. Уже в 6-8 месяцев пора задуматься о специальных развивающих занятиях. Они должны проводиться в виде игры, необходимо часто менять виды занятий. Для эмоционального развития ребенка очень важно, что бы занятия доставляли удовольствие, а не проводились вопреки желаниям. В последние годы появилось много развивающих методик для детей раннего возраста. Они могут применяться как в специальных развивающих центрах, так и дома родителями. Развивающие центры принимают детей в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. Развивающих методик множество, но рассмотрим самые популярные:

Развивающая методика Никитиных.

Одна из первых развивающих методик в России. Вы можете использовать ее сами с самого раннего возраста вашего малыша. Суть методики в том, что на стенах комнаты надо развесить различные учебные пособия: карту мира, алфавит, цифры и т.д. Важная составляющая методики – спорт и закаливание. В этой методике главное – свобода. Заниматься с ребенком – когда он этого хочет, физические упражнения – когда ребенок этого хочет. Для совсем маленького ребенка, который только ползает и не умеет ходить – свободное перемещение по квартире. Вам необходимо только обеспечить соблюдение правил гигиены и безопасности ребенка. И конечно необходимы занятия творчеством – лепка, музыка, рисование. Эта методика подходит для всех детей и не требует больших финансовых затрат.

Методика Глена Домана.

Это, пожалуй, одна из самых популярных методик развития малышей. В основе методики лежит теория о том, что умственная нагрузка на ребенка в первый год его жизни, дает наилучшие результаты для развития интеллекта в будущем. С рождения с ребенком проводят двигательные упражнения, чтобы ускорить его физическое развитие. С 3-4 месяцев ребенку 3 раза в день показывают карточки со словами, изображениями, цифрами, примерами и т.д. если у вас много свободного времени, то карточки для занятий можно изготовить самим. В продаже широко представлены как готовые наборы карточек для занятий, так и карточки определенной тематики. Обычно в комплекты входят карточки: дикие животные, насекомые, обитатели воды, овощи, фрукты, ягоды, профессии, природа, домашние животные, птицы, транспорт, форма и цвет, цветы, первые английские слова, музыкальные инструменты, карточки для чтения и счета, одежда, посуда и другие. Сложным в применении этой методики является то, что ее необходимо неукоснительно соблюдать. Она занимает значительное количество времени и требует систематических занятий. По этой методике трудно заниматься подвижным и активным детям, т.к. им быстро надоедает ежедневный просмотр одних и тех же карточек.

Методика Марии Монтессори.

В развивающих центрах наиболее широко применятся методика Марии Монтессори. Эта методика известна как «средовая», т.к. занятия должны проходить в специально подготовленной и созданной для их проведения среде. Каждый ребенок сам выбирает чем и когда ему заниматься. Окружающая среда разбивается на тематические зоны. В зоне «практической жизни» ребенок приобретает бытовые навыки – учится стирать, гладить, готовить и т.д. В зоне «сенсорного развития» - получает знания об окружающем мире. В зоне «математики» - получает знания о количестве предметов, математических операциях с ними, цифрах и знаках. В «языковой» зоне ребенок получает навыки письма и чтения. В «космической» зоне ребенок получает знания по истории, культуре, явлениях и предметах. Одно из отличий методики Монтессори в том, что во время занятий дети в группах не делятся по возрасту. При этом дети разные по возрасту могут получать знания друг у друга. По этой методике взрослый не занимается с ребенком, а только помогает ему в развитии и направляет. Система Монтессори не подходит для замкнутых детей, т.к. согласно методике, ребенку надо помогать только в том случае, если он сам обратился за помощью. Замкнутый малыш может и не обратиться с просьбой, а будет просто сидеть и наблюдать.

Методика Николая Зайцева.

Суть этой методики в том, что ребенок учится складывать слова не из слогов, а из складов. Склад может быть любым – это и согласная буква с гласной, и согласная с твердым знаком, а может быть и одна буква. Используя склады, которые расположены на отдельных сторонах кубиков Зайцева, ребенок учится составлять слова. Кубики различаются по цвету и форме, издают различные звуки. Они помогают научиться читать с первых занятий. Малыши, которые еще плохо говорят, учатся говорить и читать в течение нескольких месяцев занятий. При занятиях, стоит учитывать возраст ребенка – с самыми маленькими основной упор делает на игру с кубиками, старшие дети могут заниматься по кубикам и таблицам. Кроме таблиц и кубиков, в методике представленные различные обучающие пособия по русскому языку, математике, окружающему миру и прочие. Эта методика подходит для детей с 2-2,5 лет и требует систематических занятий.

Одно занятие в развивающем центре (центре раннего развития) обычно длится от 20 минут для самых маленьких детей, до 1,5 часов для ребят 4-5 лет. Во время занятий дети танцуют, поют, делают поделки, занимаются гимнастикой, знакомятся с буквами и цифрами. Преподаватели занимается с детьми развитием речи, логики. Для малышей предлагаются пальчиковые игры. Но, даже занимаясь в развивающем центре 3-4 раза в неделю, нельзя рассчитывать на хороший результат. Необходимы занятия с ребенком дома. Все развивающие методики рассчитаны на ежедневные занятия – только так можно достичь устойчивого результата. При посещении занятий вам дадут азы методики, научат, как заниматься с ребенком и чем. По мере взросления малыша, вы будете узнавать все новые и новые развивающие занятия и игры. И, конечно, для ребенка очень важно общение с другими детьми. Стоит отдать предпочтение центрам, где применяют 2-3 методики. Прежде, чем начинать занятия, необходимо прийти в центр, посмотреть, как занимаются дети в группах – если вы видите довольные, счастливые лица, то вам сюда!!!

Дети, с которыми занимались с самого раннего возраста, легче адаптируются в садике, школе, им легче воспринимать учебный материал, который дает учитель в школе, они более усидчивы и внимательны, умеют работать в группе, классе, охотнее выполняют требования педагогов, стремятся к получению новых знаний. Занимаясь с ребенком, вы научитесь лучше понимать его, а ребенок будет знать, что вы его любите и у вас всегда есть для него время.

Лера Медита