Откуда берутся дети?

 Теперь дети получают огромный объем информации. Понять многое из того, что они слышат или видят по телевизору, малыши не могут в силу своего нежного возраста. Поэтому и возникают вопросы, с которыми они идут к самым близким людям – своим родителям. Так пусть самый непредсказуемый вопрос вашего ребенка не повергнет вас в смущение.
Не надо краснеть и бледнеть, показывать свою растерянность, а тем более негодовать: «Откуда у тебя такие дурацкие вопросы?»
Как это не парадоксально звучит, но родители с ребенком должны быть максимально откровенны. Мама и папа – первые учителя своего малыша. От того, какую информацию от них получит ребенок, зависит его будущее, его мировоззрение, его адаптация в обществе.
Когда начинать говорить с ребенком «про ЭТО»?
По мере проявления у ребенка интереса к вопросам пола, возникают вопросы, которые не следует оставлять без внимания.
Двухлетний малыш, изучая свое тело, добирается до «интимных» мест. Не стоит нервничать и акцентировать внимание на том, что он трогает и теребит свои гениталии. Можно ненавязчиво отклонить его ручку, стараться не оставлять ребенка голышом одного. Этот интерес пройдет, как только малыш ознакомится со всеми частями тела.
Не все дети умеют говорить в 2 года, поэтому и «неудобные» вопросы в таком возрасте почти не задают.
В 3-4 года малыш, как правило, идет в детский сад. И тут-то он понимает, что мальчики и девочки отличаются друг от друга не только одеждой и прической. Свои новые знания малыш несет домой. А вместе с новыми впечатлениями появляются вопросы «про ЭТО».
Следующая волна интереса к вопросам деторождения появляется в начальной школе. Это связано со многими факторами, в том числе, с расширением круга общения ребенка. В этот круг попадают дети с разным уровнем информированности в вопросах пола и деторождения.
Но даже если ваш малыш не задавал «» вопросы, в 10-12 лет просто необходимо рассказать про интимную сторону взаимоотношений мужчины и женщины. Родители должны подготовить ребенка к взрослой жизни, которая при отсутствии нужной информации у некоторых детей начинается слишком рано.
Как говорить с ребенком «про ЭТО»?
Пусть простой вопрос не поставит вас в тупик. Ведь спрашивая «откуда берутся дети?» малыш меньше всего ждет от вас лекции по анатомии и физиологии. Для ребенка этот вопрос такой же естественный, как «откуда берется снег?», «почему вода мокрая?», «где раки зимуют?» Чем проще и доступнее будет ваш ответ, тем меньше сопутствующих вопросов он породит.
Не надо показывать, что этот вопрос застал врасплох или смущает вас. Ребенок не должен заметить, что ответить на «этот» вопрос вам непросто. Тем более, нельзя кричать на ребенка за то, что он задает подобные вопросы. Особенно это касается бабушек, которые всю жизнь обходили «неудобные» вопросы однозначным утверждением «вырастешь - узнаешь».
А малыш хочет узнать сейчас! Ведь это так естественно для ребенка. Он познает мир. А мужчины и женщины, мальчики и девочки – часть этого огромного мира.
Будьте готовы к любым вопросам , в том числе по анатомии человека. Старайтесь называть половые органы приемлемыми для ребенка названиями: пипа, писун, краник, можно по-научному – пенис. Как показывает практика, родители – большие фантазеры в этом деле. Но это лучше, чем нецензурное название, написанное на заборе. Кстати, о недопустимости применения ненормативного названия тоже придется поговорить с ребенком.
Так что, даже если при всей готовности к этому вопросу, вы сразу не найдетесь, что ответить, скажите ребенку, что вам надо подумать, как лучше объяснить. Пообещайте, что после ужина обязательно все расскажите. Главное, не обманите ожидание ребенка. Ведь в противном случае, он перестанет вам доверять.
Что говорить ребенку?
Правду. Однозначно, что для современных детей версия с капустой, аистом или покупкой в магазине не пройдет. Ваш ответ должен максимально быть приближен к истине.
Это не означает, что надо тотчас же рассказывать про овуляцию и сперматогенез.
Тут хороши варианты про семечко, зернышко, клеточку. Возможностей для родительской фантазии много. Основным критерием для ответа должен быть возраст ребенка.
Двухлетнему ребенку будет достаточно на вопрос «Откуда я появился?» ответить «Из маминого животика». Как правило, вопрос «Как я туда попал?» задают детишки постарше.
Можно рассказать, что клеточка, зернышко есть у каждой женщины. Когда она выходит замуж, и они с мужем хотят ребенка, клеточка начинает расти внутри мамы, а затем появляется ребенок. Чтобы помочь маме родить ребенка, ее отвозят в родильный дом. Там на свет появляются все ребятишки.
Хорошим моментом для родителей в просвещении ребенка в этой «деликатной» тематике оказывается беременность мамы или близкой знакомой женщины. Ведь ребенок обязательно обратит внимание на большой живот будущей мамочки.
Это очень удобный момент сказать своему ребенку, что в животе у женщины находится будущий малыш. Объем информации родители могут регулировать сами, в зависимости от интереса ребенка, возраста. Можно сказать, как долго он будет там находиться, когда родится, как он там растет и развивается.
Четырехлетнему ребенку такой вариант развития событий вполне понятен и не вызывает потока новых вопросов. Подробности зачатия малышу в этом возрасте не интересны. Раз ребенок ушел от вас удовлетворенный ответом, значит, вы хорошо все объяснили.
Как правило, до 10-12 лет к этому вопросу возвращаться не придется. А вот в преддверии гормональной перестройки детского организма, даже если ребенок не подошел к вам с вопросом о деторождении, вам стоит с ним поговорить. Лучше, если на вопросы девочки ответит мама, а с сыном поговорит отец. Это избавит и вас, и ребенка от лишней неловкости и смущения.
Следует ли упомянуть об участии папы?
Многие родители считают, что, объясняя малышу, откуда он появился, обязательно нужно упомянуть об участии папы в этом деле. Но как это сделать, чтобы не смутить ребенка и не попасть в неловкую ситуацию самому?
На помощь приходит все та же история с зернышком, клеточкой. «Папа подарил свое зернышко маме, оно соединилось с маминым зернышком, и из них стал расти маленький человечек». Для ребенка 3-4 лет очень доступная и понятная версия.
Не стоит вдаваться в подробности физиологии полового акта. Эта информация не принесет пользы вашему ребенку, но может вызвать обратный эффект: страх, отвращение и нежелание обращаться к вам с расспросами.
Как ребенок появляется на свет?
Этот вопрос чаще всего задают дети. Зная о том, что ребенок находится в животе у мамы, они волнуются, как он оттуда выберется.
Вариантов ответа несколько:
в роддоме разрезают живот и достают ребенка – тут мама может показать шрам от аппендицита или кесарева сечения, если имеется;
есть специальное отверстие у мамы, которое открывается, когда пришла пора появиться на свет малышу – поэтому показать его сейчас мама не может.
7моментов, про которые надо помнить
Итак, подведем итог:
при возникновении «неудобного» вопроса, родителям следует выяснить, какую информацию ребенок уже имеет. С учетом возраста малыша, дать ответ на поставленный вопрос;
не переключайте внимание ребенка на другую тему. Он все равно попытается узнать ответ на свой вопрос в другом месте, но перестанет доверять вам;
сведений о том, что ребенок находится в животе у мамы и появляется на свет в роддоме, обычно достаточно для вашего «почемучки». Описание полового акта не требуется;
роль папы целесообразно связать с созданием семьи, с любовью между родителями, в результате чего происходит соединение папиной и маминой клеточки и появляется ребенок;
не уходите от ответа, не придумывайте сказки, далекие от истины. Ответ должен быть простым, правдивым и доступным пониманию ребенка;
общаясь с ребенком на «деликатные» темы, объясняйте, что хорошо и что плохо, давайте социальную оценку событиям, взаимоотношениям, чтобы ребенок смог выработать правильные морально-этические взгляды;
Ваши слова должны быть понятны ребенку, должны сформировать понимание того, что взаимоотношения между мужчиной и женщиной естественны и необходимы.
А чтобы подготовить себя к такой непростой теме, обратитесь к замечательным книгам с иллюстрациями, выпущенными специально для детей и их родителей. Может, стоит прочитать их вместе с ребенком?
Родителям в помощь
1.А.Аудариня и М.Путниньш «Откуда берутся дети?»
2.К.Верду, Ж.Кан-Натан, Ж.Коэн «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет»
3.К.Верду, Ж.Кан-Натан, Ж.Коэн) - «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 10-13 лет»
4.Дюмон В. «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5 – 8 лет»
5.Дюмон В. «Откуда берутся дети? Сексуальная энциклопедия для детей 8-11 лет»
6.Д.Рюбель «Изучаем свое тело»
Самое главное, дать понять ребенку, что в обсуждаемой теме нет ничего пошлого, постыдного и грязного. Пусть ответы на сокровенные вопросы малыш получит от родителей. Пусть верит в вашу честность и искренность и не ищет ответы на «деликатные» вопросы на улице!
Автор: Яна Дрозд