Воспитание трудом

Успешность во многом зависит от трудолюбия. Труд определяет характер человека, формирует его взгляды на жизнь, влияет на отношения с окружающими. Сложно переоценить значение труда. И потому родители маленьких детей уделяют этому вопросу огромное внимание. Ведь важно и нужно подготовить благодатную почву в детстве, чтобы затем, заложить в нее нужные семена - трудолюбие, упорство, целеустремленность. И, как результат,  во взрослой жизни ребенок соберет желаемые плоды – здравый смысл, достоинство, счастье, успех, и состоятельность.

Отношение к труду формируется у человека в раннем детстве. Родители должны тактично, осторожно, ненавязчиво привить ребенку любовь к труду, подогреть интерес к результатам трудовой деятельности, доказать ее необходимость и важность.
 
Тяга к труду у малыша появляется очень рано. Сначала она продиктована интересом к окружающему миру, стремлением подражать родителям, любознательностью. Главное – дать ребенку возможность приобретать первые трудовые навыки в том возрасте, когда он этого хочет. 
Первым признаком проявления интереса ребенка к труду являются его еще неосознанные действия с подтекстом «Я сам!». Желание самостоятельно одеться или раздеться, стремление самому катить коляску или нести игрушки во время прогулки, порыв переворачивать страницы книги или перекладывать вещи с места на место не должны встречать у родителей сопротивления и недовольства. Эти, кажущиеся пустяковыми, занятия зарождают в душе у ребенка склонность к труду.
 
Трудовое развитие подразумевает под собой несколько видов трудовой деятельности. Первый вид - самообслуживание. Оно включает в себя снятие и надевание одежды, умывание, чистку зубов, уход за собственными вещами, убирание игрушек, застилание постели и т.д.
Этот период потребует от родителей бесконечной выдержки и внимания. Первые трудовые шаги малыша сопряжены с определенными трудностями. Ведь одного желания мало. У ребенка нет соответствующих умений и навыков. Главная задача родителей – легко, ненавязчиво обучить ребенка всему необходимому. Для этого нужно систематически, изо дня в день, детально объяснять каждое движение и наглядно показывать на собственном примере. Мамы и папы должны набраться терпения и спокойствия. Так как их неверное поведение может иметь нежелательные последствия. Часто при неудачах ребенка у родителей возникает желание сделать все самим. Это неправильно. Если не позволять малышу самостоятельно выполнять то, что он желает, у ребенка появляется некая злость. За ней, как правило, следует отчаяние и потеря интереса. Однако, нельзя оставаться безучастным к трудностям, появляющимся у ребенка во время обучения. Неудачи порождают разочарование. И потому необходимо тактично, ненавязчиво оказывать помощь ребенку. Когда ребенок почувствует, что вы  вместе с ним, а не против, он будет готов для сотрудничества, у него выработается склонность и тяга к выполняемым занятиям.
 
Например, к трем годам малыш может уже самостоятельно одеваться-раздеваться. Однако, зачастую он делает это неумело и медленно. Родителям в этом случае необходимо деликатно оказывать содействие малышу – например, аккуратно раскладывать одежду, которую ребенок собирается надеть или слегка стянуть с него носки, чтобы облегчить их снимание. Если ребенок оказался в затруднительной ситуации – не стоит оставаться в стороне. Например, если малыш запутался в одежде – нужно расправить ее. Однако, нельзя лишать ребенка возможности самостоятельно продолжить начатое дело и закончить его. Со временем, благодаря постоянным упражнениям и тренировкам, действия ребенка усовершенствуются и преобразуются в прочно закрепленные навыки. После этого ребенку можно давать более сложные задания. Делать это нужно постепенно, в соответствии с возрастом ребенка, его способностями, темпами развития. Например, на четвертом году можно учить ребенка застегивать пуговицы, завязывать-развязывать шнурки и тесемки и т.д. С ростом ребенка нужно все больше внимания уделять таким понятиям, как аккуратность, опрятность, чистоплотность. 
 
Кроме того, следует помнить о том, что призывы к выполнению тех или иных действий в форме приказа для трехлетнего ребенка неприемлемы. Необходимо проявить фантазию и включить воображение для того, чтобы ненавязчиво побудить ребенка к трудовой деятельности. Например, фраза «Пусть машинки едут в гараж отдыхать» будет намного эффективнее требования «Убери машинки на место». К четырем-пяти годам навыки, полученные ранее, постепенно превращаются в прочную и осознанную привычку.
 
День, когда ребенок проявил интерес к выполнению домашней работы, например, изъявил жгучее желание помыть посуду, знаменует о том, что к первому виду труда добавляется второй – хозяйственно-бытовой. Он отличается от самообслуживания тем, что ребенок начинает трудиться не только для себя, но и для окружающих людей. Этот вид труда помогает понять, что жизнь – это не только самообслуживание, она намного сложнее и многограннее и включает в себя помимо всего прочего заботу о близких, родных. Хозяйственно-бытовой труд дает первое представление об ответственном отношении к делу. Кроме того, выполнение домашней работы учит доводить все дела до конца, независимо от желания (или нежелания). Интерес к хозяйственно-бытовым занятиям у каждого ребенка проявляется в разное время. У одних раньше, у других позже. Однако, замечено, что в основном это происходит в возрасте 5-6 лет. В этот период родителям необходимо тактично, ненавязчиво приобщать ребенка к общему делу, давать посильные домашние задания, следить за их выполнением и поощрять действия дошкольника одобрением, похвалой, заострять внимание на полученном результате. Обучение необходимо проводить по принципу: наглядный пример, подробное разъяснение, совместное выполнение. Со стороны родителей должен присутствовать постоянный контроль над выполнением обязанностей и указывание на полученный результат. Поблажки и исключения нежелательны, ребенок должен нести ответственность за выполняемую работу. 
 
Малыш может принимать участие в следующих занятиях: мытье, протирание или стирка игрушек, участие в сервировке стола, уборка посуды после еды, посильная помощь в приготовлении пищи, различных хозяйственных делах, забота о младшей сестренке или братишке. Причем не стоит разделять труд на «женский» и «мужской».
 
Лучшим средством обучения является личный пример родителей, их позитивное отношение к выполняемой работе, совместный труд. Хозяйственно-бытовые обязанности воспитывают в ребенке ответственность, целеустремленность, пунктуальность и т.д. У ребенка появляется чувство собственной значимости, нужности.
 
К шести – семи годам ребенок «созревает» для третьего вида деятельности – обещественно-полезный труд. К нему относят работу на приусадебном участке или даче, уход за комнатными растениями и домашними животными, уборку территории, поход за покупками и т.д.
 
Данный вид деятельности считается по-настоящему полезным и во многом определяет готовность и способность ребенка быть полноценным членом семьи, а позднее – всего общества.
Особого внимания заслуживает забота о живых существах. Так как небрежность, забывчивость и халатность в этом отношении недопустимы. Они могут привести к болезни или гибели животного, увяданию растения. Важно воспитать в ребенке чувство ответственности за своих  подопечных.
Забота о братьях наших меньших развивают в ребенке эмоциональные стороны: нежность, доброту, сострадание, сочувствие и т.д. 
Приобретенные навыки общественно-полезного труда имеют не только практический смысл, но и психологический, душевный, нравственный, эстетический. Это один из способов приучить ребенка вносить посильный вклад в общее дело. В дальнейшем данное качество сослужит добрую службу в жизни детей.
 
Ручной или художественный труд направлен на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Прививание творческих навыков должно носить легкий, игровой характер. Лепка, рисование, выжигание по дереву, изготовление аппликаций – увлекательное занятие. Совместное их выполнение вызывает у ребенка интерес. Кроме того, оно способствует сближению между родителями и детьми, придает их общению между собой новые оттенки. Сувенир, поделка, игрушка, сделанная своими руками, станет его любимой вещью, а похвала, одобрение мамы или папы – лучшей наградой. 
 
Трудовое воспитание будет наиболее эффективным при соблюдении следующих правил:
Положительное отношение самих родителей к труду станет образцом поведения для ребенка. Так как лучшим обучающим средством является личный пример.
 
В основе трудового воспитания должен лежать позитивный настрой.
 
Обучение должно проводиться в легкой, ненавязчивой форме.
 
Нельзя подавлять порывы ребенка к самостоятельности. При его неудачах и затруднениях необходимо оказывать тактичную, незаметную помощь. Следует терпеливо и понимающе относиться к промахам и неудачам ребенка. Дружелюбный тон и доброе слово – лучшее средство от разочарования и плохого настроения.
 
Доступное и подробное объяснение нужности и важности какой-либо работы позволит дать ребенку понимание значимости труда в целом.
 
 
Привычка вырабатывается в результате систематических занятий и упражнений.
 
Каждое самостоятельное действие ребенка должно поощряться одобрением. Об успехах маленького труженика должны знать все члены семьи. Тогда он ощутит свою значимость и важность своих действий. 
 
 Лезова Зиля