Игры на переменах. Часть 2.

 

«Узелок».

 

Выбирается один школьник, который будет водящим. Он выходит из помещения, а в это время остальные детишки берутся за руки и, не расцепляя рук, начинают «путаться» друг с другом. Вскоре получится своего рода узел, который и нужно будет распутать водящему.

 

 Игра «Ноги»

 

(вариация Узелка). Дети встают в круг и берутся за руки. Тот, кто начинает, делает шаг и касается любой своей ногой ноги соседа, тот, в свою очередь, своей ногой, к которой прикоснулись должен сделать шаг и коснуться ноги соседа далее по кругу (допустим, движение в круге по часовой стрелке). Таким образом, продолжается движение, делаешь шаг ногой, к которой прикоснулись. Водящие путаются, подходят друг к другу всё ближе. Руки расцеплять нельзя. Выбывает тот, кто не удержал равновесие. Игра очень сближает и дарит море радости детям.

 

 Игра  «Повтори».

 

Детей можно построить в шеренгу, но лучше в кружок, чтобы они лучше видели друг друга. Нужно определить какой ребенок яначнет игру, и определить порядок повторения движений. Итак, первый ребенок показывает движения, второй повторяет движения первого и добавляет свои, третий повторяет движения первого и второго и плюс свое движение. И так далее, все будет зависеть от количества детей. Кто из детей ошибется и неверно повторит действия предыдущих, тот выбывает.

 

 «Встречные колечки».

 

Правая рука – кончик мизинца встанет на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Левая рука – кончик округлённого указательного пальца встанет на кончик большого пальца – это большое колечко. Колечки размыкаются. Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой – кончики среднего и большого пальцев. Оба движения строятся одновременно. Последняя пальцевая позиция – зеркальное отражение первой.

 

«Письмо на ладони»

 

Дети встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний участник получает карточку с изображением геометрической фигуры (можно сказать на ушко) и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего участника, тот – на ладони следующего, пока знак не дойдёт до первого. Первый участник молча рисует фигуру мелом на доске.

 

«Сядьте те…»

 

Дети стоят возле столов. Внимательно слушают указания ведущего и выполняют их в соответствии с содержанием. Сядьте те, кто сегодня позавтракал; Сядьте те, у кого есть носовой платок; Сядьте те, кто сегодня чистил зубы; Сядьте те, у кого сегодня хорошее настроение и т.п. Игра прекрасно подойдет как небольшая физическая разминка между уроками.

 

 «Добрые слова»

 

При первом проведении игры следует обсудить с детьми, что такое, по их мнению, добрые, хорошие слова, а что такое плохие, злые, «колючие» слова. Предложить привести примеры. Подвести к выводу о том, что добрые слова создают человеку хорошее настроение, помогают быть уверенными в себе, а злые, «колючие» слова провоцируют ссоры, обиды. С людьми, которые употребляют слова – «колючки», не хочется дружить, неприятно находиться рядом. Далее, на каждом занятии, вместе с детьми подбирать добрые, хорошие слова по алфавиту. Например, на букву «А»: аккуратный, ароматный, аппетитный, активный; на букву «Б»: бережливый, благодарный, благородный, бойкий и т.д.

 

Игра «Пальцы»

 

Вначале детей предупреждают, что игра сложная, и что сразу не получится. Потребуется несколько занятий, чтобы её освоить. Игра поможет узнать, как мы умеем работать вместе. Дети становятся в круг. По команде руководителя все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одинаковое количество пальцев. Участникам игры запрещено договариваться, перемигиваться, то есть нельзя пытаться согласовать свои действия каким-либо способом. Для того, чтобы предоставить друг другу оценить обстановку и учесть её в последующих играх, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их на какое-то время. В первый раз игру следует провести не более 3 раз, посмотреть на результат. Если у ребят с первых попыток будут получаться неплохие результаты, то следует обязательно сказать детям, что они хорошо уже научились чувствовать друг друга. В противном случае, нужно ребят успокоить и настроить на то, что очень сложно добиться желаемого результата, но они постараются и обязательно его добьются.

 

«Передай по кругу»

 

Дети – в кругу. Передают друг другу (пантомимикой) горячую картошку, холодную сосульку, которая тает в руках, бабочку, воздушный шарик и т.п. После игры дети выбирают одноклассника, который изображал передаваемый предмет лучше всех.

 

 «Летает – не летает»

 

Руки детей на столе. Ведущий называет объекты. Если объект летающий, то дети хлопают ладонью по столу. Если не летающий, руки неподвижны.

 

«Конспиратор»

 

Дети встают в круг. Водящий становится в центр круга, внимательно смотрит на ребят. Затем ему завязывают глаза. Дети меняются местами. Педагог подводит водящего к каждому ребёнку. Он на ощупь, начиная с головы должен узнать ребят, к которым его подводят. Усложнение. Ребята, кроме места в кругу, могут изменять элементы одежды.  

 

«Жил - был кот…»

 

Игра заключается в составлении ряда определений к существительному. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце своё определение. Например, ''Жил был кот. Это был красивый кот. Это был красивый пушистый кот. Это был красивый пушистый чёрный кот'' и т.д.

 

«Запретное слово»

 

Детям задаются вопросы, они могут давать различные ответы, но нельзя произносить запретные слова «да» и «нет». После объяснения правил игры, привести пример. Вопросы: Ты умеешь летать? Снег белый? Ты спишь в ванной? Ты был на луне? Ты умеешь ремонтировать утюг? Зимой можно купаться в речке? И т.д.  

 

«Карлсон сказал»

 

Все участники встают по кругу. Дети выполняют различные движения по команде (поднять руки вверх, опустить руки, сделать хлопок, повернуть направо и т.п.). При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых будет предваряться словами: «Карлсон сказал». Например, Карлсон сказал: «Поднимите левую руку вверх» – дети выполняют движение. «Опустите левую руку вниз» – движение выполнять не надо. Сделавшие ошибку, покидают круг. Соответственно в конце игры остаётся самый внимательный.

 

 «Птица – рыба – зверь»

 

Дети в кругу. Ведущий ходит внутри по окружности и предлагает в свободном порядке каждому участнику три слова: «рыба», «птица», «зверь». Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь из играющих, он произносит одно из этих слов. Участник должен в ответ назвать представителя того или иного вида. Повторять, названное ранее, нельзя. Пример: птица – снегирь, рыба – лещ, рыба – карась, зверь – медведь и т.д.

 

 «Сказка наоборот»

 

Выбрать хорошо знакомую детям сказку, вспомнить её содержание. Затем предложить детям рассказать сказку наоборот, то есть, начиная с конца. Дети говорят по очереди по одному предложению.

 

 «Разведчик»

 

Выбирается водящий. Остальные дети должны замереть в разных позах. Водящий запоминает позы играющих, их одежду. А потом выходит из комнаты. Играющие делают 5 изменений в позах и одежде. Приглашается водящий, который должен вернуть всех в исходное положение. Если ребятам трудно увидеть 5 изменений, то можно сократить их количество до 3, но постепенно увеличивать.

 

«Закончи рассказ»

 

Педагог рассказывает начало истории, а затем прерывает её. Например: «Вы идёте по дороге и видите впереди стены незнакомого волшебного города. Заходите в городские ворота и…» или: «Вы идёте на прогулку в лес. Светит солнце, дует лёгкий ветерок. Вы выходите на опушку леса и вдруг…» Дети представляют и рассказывают продолжение истории, добавляя предложение или несколько по очереди, по кругу.

 

«Составление предложений»

 

Ученикам называются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например «Всей семьей ели пирог».

 

«Противоположности»

 

В этой игре задаются противоположные свойства или признаки, а дети должны догадаться, какие предметы или явления могут этими свойствами обладать. Острый – тупой (нож). Горячий – холодный (утюг). Добрая – злая (собака). Весёлый – грустный (человек). Глубокое – мелкое (море, озеро). Слабый – сильный (ветер, человек, животное) Быстрый – медленный (автомобиль, поезд). Идут – стоят (часы, люди). В скобках приводится в основном по одному варианту ответа, но в игре нужно стараться добиться, чтобы школьники называли как можно больше таких вариантов.

 

«Запомни порядок»

 

5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит.

 

Игра «Кто больше …»

 

Цель игры - развитие мышления, формирование умения выделять различные признаки предмета, смотреть на предмет с различных точек зрения. Учитель показывает (впоследствии - называет) предмет. Задача учащихся - назвать как можно больше признаков предмета: цвет, размер, форма, вес, качество поверхности, блеск, материал изготовления, функция и др. Например: яблоко, мел, линейка, лимон, камень, лужа, гора и пр.

 

«Наборщик»

 

Задается слово, обычно довольно длинное, например «остановка». За определенное время ученикам нужно сложить из букв этого слова другие слова («станок», «скат», «танк» и т.п.). Ученики по очереди называют слова. В зачет идут только те варианты, которые еще не были названы. Побеждает тот игрок, который последним назвал слово. Чемпионом игры считается, придумавший самое длинное слово.

 

Игра «Чемодан»

 

Учитель начинает предложение «Я собираюсь в путешествие и укладываю в чемодан…» Суть игры состоит в том, что детям необходимо придумать любую вещь, которую они хотят взять с собой в путешествие по очереди. Каждое новое слово, сказанное школьниками, нужно запоминать и воспроизводить потом сначала. Детям будет очень интересно и весело. Количество слов использовать около 15-20.