Игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на развитии речи малыша. Эти игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, если вдруг станет скучно. Начало игры можно инициировать стишком, сопровождая его мягким постукиванием по спинке или плечу малыша:

 

 

Тук-тук, тук-тук-тук,  

Что за странный перестук?

Это пальчики стучат,

Поиграть они хотят С (имя ребенка).

 

 

Это не просто развлечение, но и полезная зарядка.

 

 

В прятки пальчики играются:

Откры-ва-ются (поднять и растопырить все пальцы),

                Закры-ва-ются (соединить пальцы, опустить и спрятать в кулачок).

 

 

Можно спокойно заниматься домашними делами, и просто читать стишки, под которые ребенок сам будет выполнять упражнения.

 

 

Основные правила пальчиковых игр:

 

 

1. Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее. Игра «Цап-царап». Ребенок кладет свою ладошку поверх вашей, мама размеренно читает стишок, а малыш слушает ее и внимательно следит за движениями. В нужный момент – на слове «цап-царап» малыш отдергивает руку, чтобы его пальчик не попался. По ладошке, по дорожке Ходит маленькая кошка, В маленькие лапки Спрятала царапки. Если вдруг захочет – Коготки поточит. Цап-царап! Затем в игру вступает другая рука. Когда ребенок хорошо освоит последовательность и правила движений, можно поменяться с ним ролями.

 

2. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия, или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте малыша повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст. Игра «Прыг-скок». На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди. Наши пальцы на ладошке Пусть попрыгают немножко:

 

Прыг-прыг-прыг.

Наши пальцы на ладошке

Пусть потопают немножко:

Топ-топ-топ.

 

Пальчики малыша могут прыгать как вместе, так и вразнобой. Игра «Цветок». Поднимите руки, сжатые кулачки приставьте друг к другу. Растет цветок, поднимается (выпрямляем пальцы) Лепестки его раскрываются (ладони соприкасаются основаниями в виде чашечки, а десять пальчиков-лепестков стараемся развести в стороны как можно дальше).

 

3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша. Игра «Встречи-проводы». Открытые ладони обеих рук поворачиваете к малышу. Он делает то же самое.

 

 

Сережина (имя малыша) ладошка – мамина ладошка.

Здравствуйте ладошки (ладошки прижимаются друг к другу)

И до свидания! (ладони разошлись)

Сережин (имя малыша) пальчик – мамин пальчик

Здравствуйте пальчики! (кончики пальцев соприкасаются)

До свидания, пальчики! (разъединяем и машем ими)

 

 

Вариант посложнее:

 

 

Сережино (имя малыша) колечко – мамино колечко

(соединяем большой и указательный пальцы, затем большой и средний, и т.л.).

 

 

4. Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе. Игра «Строим дом». Это домик (ладошки приставлены друг к другу) Это крыша (ладони сцеплены, пальцы переплетены) А труба еще повыше (мизинчики или безымянные пальцы поднимать то на одной руке, то на другой, то на обеих одновременно) Игра «Зайчики». Поставить все пальчики одной руки на ладонь другой или на стол.

 

 

Вышла зайка на лужок,

Встала в маленький кружок

(пересчитываем заек)

Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, …

Будет лапками стучать

(пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой)

Постучали, постучали и устали

Сели отдыхать.

 

 

5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти. Игра «Репка».

 

 

Репку мы сажали

(пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)

Репку поливали

(имитируем, как льется вода из лейки)

Вырастала репка

(выпрямляем постепенно пальчики)

Хороша и крепка!

(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)

Вытянуть не можем,

Кто же нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!

(расцепили руки, потрясли кистями)

 

 

Игра «Отдохнем». Наши пальчики просулись, Потянулись, потянулись… И встряхунлись… (выполняем все эти движения) По ладошке побежали (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот) Побежали, побежали, Поскакали, поскакали (изобразите эти движения) И устали. Сели отдыхать (потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени).

 

6. Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам. Игра «Оладушки».

 

 

Если мама месит тесто

Это очень интересно

(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой делаем движения как будто месим)

Ладушки, ладушки

(хлопаем в ладоши)

Что пекли? Оладушки

(правой рукой держим воображаемую сковородку, девой льем на нее тесто)

Раз – оладушек для мамы

(раскладываем оладушки по тарелкам)

Два – оладушек для …

(называем имена людей, знакомых для малыша)

Три - …. Четыре - ….

А Сереженька (имя малыша) дружок

Получает пирожок! (сцепить кисти рук) Ах, как вкусно!

 

 

7. Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.

 

Существует большое количество пальчиковых игр. Cамое простое, доступное любому малышу, просто сопровождайте этим стишком его стучание по столу или полу:

 

 

"Молотком стучу, стучу,

Сто гвоздей заколочу,

Буду строить дом, дом,

Буду жить в нем, в нем".

 

(Можете рассказывать и сами на каждый слог просто стуча кулаком по столу)

 

"Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять,

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

А вот этот только ел,

Оттого и потолстел"

 

 

(Можно показывать на малышовой руке, под первые строчки просто потрясти всю ладошку, а потом брать каждый пальчик по очереди, начиная с мизинца, можно самой показывать ребенку - загибать пальчики по очереди на свой руке)

Действия те же самые почти, стишок другой -

 

 

"Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

А последний пальчик я

Вот и вся моя семья!"

 

 

(Если показываете на малышовой руке, сначала берете пальчики по очереди а потом трясете всю ладошку, если показываете сами, загибаете по одному пальцу, а в конце несколько раз сгибаете и разгибаете все пальцы вместе).

 

 

"Ежик, ежик колкий, покажи иголки,

Вот так, вот так, покажи иголки,

Ежик, ежик колкий,убери иголки,

Вот так, вот так, убери иголки"

 

 

(Складываете кисти в замок, когда надо показать иголки растопыриваете пальцы, когда убрать, прижимаете обратно, во время всего рассказа ритмично покачиваете руками из стороны в сторону)

 

 

"Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь,

Никого я не боюсь"

 

 

(Показываете ребенку кулачок в горизонтальном положении большим пальцем оттопырив вперед, как будто это черепашья голова, и приближаете черепаху к малышу, как будто она идет, когда начинается кусь", легонько, чтобы не было неприятно, щиплете малыша за ноги, бока, шею) Еще одна "щипалка":

 

"Выгибает шею гусь,

Никого я не боюсь,

Как начну шипать за пятки,

Побежите без оглядки"

 

 

(Складываете пальцы в голову гуся - все пальцы к большому, на первую строчку гусь как бы кивает головой, на вторую качает из стороны в сторону, потом по тексту щипаете "гусиным клювом" за пятки, хорошо если ребенок сидит, только на последнюю строчку можно подвигать его ножками как будто он убегает).

Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку. Одной из самых известных потешек для пальчиковой игры является «Сорока».

 

 

Сорока, сорока,

Кашку варила

Деток кормила,

Этому дала, этому дала этому дала, этому дала, а этому — не дала!

Он воду не носил,

Печку не топил,

Кашку не варил -

Нет ему ничего.

 

 

Движения в пальчиковых играх сильно варьируются в зависимости от возраста ребёнка. Если в 6-7 месяцев большинство действий производит взрослый, поглаживая ладони и пальцы малыша, то к трём годам ребёнок вполне способен показывать пальцами сложные жесты, самостоятельно рассказывая при этом текст истории. [править] Значение Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.  Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

 

Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

 

*** 

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает,

(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает!

(Отгибаем мизинчик)

По реке плывёт кораблик,

(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

Он плывёт издалека,

(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке,

(Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты,

(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки, только кошки да коты!

(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

 

 

В конце этой игры можно спросить у ребёнка:

 

 

-Что за моряки были на кораблике?

Ответ: мышки

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

Две ладошки, друзья,

- Это лодочка моя.

(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

Паруса подниму,

(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву.

(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

 

 

 

Другие варианты пальчиковых игр:

 

 

***

(Рука сжата в кулачок)

Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево)

Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

Эта долька для ежа,

(Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик)

Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть)

Он сердит на нас - беда!

(Складываем руки домиком)

В домик прячемся - сюда! 

 

 

***

(Машем руками)

Летела сова,

Весёлая голова.

Летела-летела,

(Кладём руки на голову)

На головку села.

Села, посидела,

Головой повертела

(Снова машем руками)

И опять полетела.

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)

Поросенок Пятачок

Отлежал себе бочок!

(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)

Встал на ножки,

Потянулся!

(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)

А потом присел,

Нагнулся!

(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)

И немножко поскакал,

И на месте пошагал.

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)

А потом опять прилёг, -

Но уже на левый бок!

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

 

***

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)

Берёза моя, берёзонька.

(То же, но левой рукой)

Берёза моя кудрявая.

(подъём рук вверх, вдох)

Стоишь ты, берёзонька,

(Опустить руки, выдох)

Посредь долинушки,

(подъём рук, вдох)

На тебе, берёзонька,

(Опустить руки, выдох)

Листья зелёные,

(Подъём рук, вдох)

Под тобой, берёзонька,

(Опустить руки, выдох)

Трава шёлковая,

(Подъём рук, вдох)

Вокруг тебя, берёзонька,

(Опустить руки, длительный выдох)

Девицы красные Венки вьют, плетут…

 

***

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка,

(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)

У неё была корзинка,

(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзинка на пол - бух!

(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)

Две огромные медузы

Прилепились пузом к пузу.

(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)

Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем!

 

***

(Загибать на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших.)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка

Новые кроссовки.

("Шагать" по столу указательным и средним пальцами обеих рук.)

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

 

***

(Указательными пальцами поглаживать глаза.Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него)

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

(Ладонями поглаживать уши. Приложить ладони к ушам "Чебурашка")

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

(Поглаживать то одну, то другую ручки. Хлопки в ладоши)

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

(Поглаживание коленок. Потопать ногами)

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

(Поднять руки вверх, посмотреть на солнце/посмотреть вверх)

С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась)

 

***

(Русская игра. Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.) (Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)

- Мама, мама!

(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)

- Что, что, что?

(Постукивают мизинцы.)

- Гости едут!

(Постукивают указательные пальцы.)

- Ну и что?

(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)

- Здрасьте, здрастье!

(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)

- Чмок, чмок, чмок!

 

****

(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения.)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.)

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.)

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

 

***

(Чертим пальцем круги по ладошке. Имя можно заменить на имя вашего ребёнка)

Настя кашу варила,

Деток кормила.

(Загибаем пальцы по одному, начиная с мезинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

(Подёргать большой палец)

А этому не дала.

(Разгибаем пальцы по одному. Здесь можно придумывать свои причины, по которым последний пальчик не получил каши)

Он сено не косил,

Корову не доил,

Тесто не месил,

И печку не топил.