Приоритеты современных школьников аспекты воспитания

Школа для ребенка очень важный элемент социализации, и наряду с родительским воспитанием, именно в школе для него открываются определенные ценностные ориентиры и модели поведения. Родители, конечно, являются главным источником воспитательного процесса, но когда ребенок попадает в школу, где вокруг его сверстники, он уже иначе смотрит и на собственных родителей. И здесь уже невозможно силой повлиять на мнение ребенка, запретить ему что-то или в чем-то отказать, потому что это будет воспринято в штыки и будет только отдалять ребенка от родителей. Здесь необходимо выбрать более мягкую дипломатическую позицию. Ни в коем случае не ругать ребенка за его желание быть похожим на своих сверстников, а объяснить, что социальный статус не всегда является показателем здоровых отношений в семье.

Проблема социального неравенства в школе очень явно проявляется. И, если для взрослых это проблема личных амбиций, то для ребенка – это, своего рода, психологическая травма. Ребенок не может понять, почему у него нет того, что могут себе позволить его ровесники. Он стремится получить это от родителей, становится излишне капризным и раздражительным, подражая одноклассникам. В большей степени это касается модной одежды, аксессуаров и технических игрушек. Ребенок сегодня – это показатель социального статуса родителей. И если в советское время старались скрывать большой семейный достаток, то современные родители, покупая детям все самое модное, и как им кажется лучшее, тем самым показывают свое положение в обществе. И получается, поведение ребенка из благополучной семьи достаточно предсказуемо, учитывая, что не так давно прошел тот период подражания модели поведения взрослым.

Ребенок из необеспеченной семьи, как правило, имеет заниженную самооценку, и в классе является изгоем, потому что по большей степени дети в возрасте 8-14 лет все еще придерживаются правила встречать по одежке. И если кто-то не соответствует моде, то автоматически становится предметом насмешек одноклассников. Понятное дело, что взрослый в подобной ситуации не будет показывать своей слабости и скорее всего, пренебрежет насмешками, но ребенку сложно понять и принять такую позицию. Он придает огромное значение мнению о нем среди сверстников. Родителям выпадает очень сложная задача объяснить своему ребенку, что не только в деньгах счастье. Но это сделать сложно в силу того, что авторитет родителей в неблагополучных семьях постепенно сходит на нет. И ребенок, который видит, что в его семье нет дорогих вещей и престижной машины, начинает стыдиться своей семьи, своего происхождения. Он неуважительно относится к взрослым, потому что считает их неудачниками. Переубедить ребенка достаточно сложно, однако все зависит от воспитания и атмосферы в семье. Родителям необходимо донести до своего чада, что материальные блага не сравнятся с тем вниманием, которое не получают дети богатых безумно занятых родителей. В таких семьях, как правило, откупаются дорогими игрушками, чтобы оправдать себя за постоянную загруженность на работе. Дети в богатых семьях не видят своих родителей, и вместо семейных праздников, совместных походом и прогулок, дети получают новые «крутые» телефоны, плееры и брендовую одежду. Возможно, внешне это похоже на счастье, но каждый ребенок, каким бы современным он не был, прекрасно понимает, что лучше было бы, если бы он вместе с родителями мог пойти в парк, нежели снова пошел в кино с друзьями. И родители потакают своим уже избалованным детям в заполнении душевной пустоты карманными деньгами.

Дети очень тонко чувствуют собственное социальное положение. И поэтому ребенок из богатой семьи, понимая, что с помощью родительских денег, имеет некий авторитет, как среди сверстников, так и среди учителей. Но в то же время это мнимый авторитет и признание. Если же ребенок из простой семьи, то его родители должны, прежде всего, донести до него мысль, что самый эффективный способ заработать авторитет среди одноклассников, это личные качества. И даже если с первого взгляда ребенку покажется, что ровесники больше обращают внимание на то, как ты одет, со временем ребенок увидит, что хорошие результаты в учебе, прилежность, привлекут заслуженное внимание и среди сверстников.

Современные дети достаточно рано начинают осознавать роли взрослых. Примерно в восемь лет они уже могут сравнить свои возможности с возможностями сверстников, и сильно комплектуют, если не могут соответствовать школьным идеалам моды. Самооценка ребенка падает, и он проявляет неуверенность в себе во всем. Снижается его интерес к учебному процессу, нет желания заниматься спортом, достигая там каких-либо вершин. В эти моменты родители должны оказать ребенку моральную поддержку, убедить его в том, что как раз достижения в спорте, саморазвитии помогут ему стать вровень даже с богатыми сверстниками. И эти достижения будут намного ценнее, потому что ваше дитя достигло их самостоятельно.

Обычно в начальной школе бывают случаи, когда дети из обычных семей становятся изгоями целого класса, и тогда может помочь раскрытие какого-либо таланта. Например, любовь к музыке или к рисованию. Наверно, в каждой школе есть те дети, которые испытывают определенный дискомфорт от низкого социального положения своей семьи, но могут компенсировать это в самовыражении. Родители, таким образом, не просто занимаются воспитанием ребенка, но и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя любимым, уделяя больше внимания ему, они собственным примером показывают, что быть дружной семьей и поддерживать друг друга в трудности намного ценнее, нежели откупаться деньгами от родных детей. И, может, сначала ребенок не будет понимать этого, и дух противоречия и максимализма будет в нем бунтовать, но со временем именно такой метод родительского воспитания закалит для дальнейших трудностей в жизни. Самое главное родителям не бояться разговаривать с ребенком, то есть ему надо дать понять, что материальные трудности вас также беспокоят, но это временное явление, так как никто не знает, кем потом вырастет ваш ребенок, а кем его богатые сверстники.

Общество потребителей, которое постоянно пропагандируется с экранов телевизоров, глянцевых журналов и Интернета естественным образом влияет и на восприятие детей. Они стремятся заполучить все, чтобы соответствовать эталону моды и успеха. И как раз родители должны видеть в этом стремлении пагубное влияние на взаимоотношения в семье. Конечно, невозможно исключить стремление потреблять все больше и больше из человеческой натуры, но в любом случае необходимо ограничивать ребенка в реализации его желаний. Так как лучше с детства подготовить его к тому, что не все в жизни появляется по одному только желанию. Это подготовит ребенка к сложностям в будущем. Основной ошибкой современных родителей является то, что потакая детям и создавая для них тепличные условия, они не видят в дальнейшем угрозу для самореализации собственного чада как личности.

Перед родителями стоит задача объяснить ребенку, что совсем не стоит следовать во всем за одноклассниками, необходимо проявлять свою индивидуальность, быть выше простого подражания толпе. Современные дети быстро учатся манипулировать родителями, особенно, когда входят в фазу подросткового созревания. И могут постоянно бравировать так называемым переходным возрастом. В данной ситуации взрослые должны просто не поддаваться на провокации, приводя разумные аргументы в пользу сохранения личности. Конечно, для ребенка 11-13 лет соблазн следовать за другими очень велик, и только родители могут создать необходимую атмосферу понимания и попытаться отвлечь ребенка от новомодных гаджетов в пользу собственного образования и развития. Наша современная жизнь настолько полна соблазнов, что не каждый взрослый может перед ними устоять, что уж говорить о ребенке. Но эти соблазны являются постоянно ускользающими, как горизонт, до которого никак не удается дойти. И мода не стоит на месте, и когда ребенку покупают новый телефон, в это же самое время, выходит новый смартфон и именно он становится новым предметом желания ребенка. Человек никогда не пресыщается в своих желаниях, но в одном можно убедить даже 14-летнего подростка. В непреложной постоянной значимости человеческих отношений. В том, что как бы тяжело не жила семья, есть ценности, которые будут с человеком и тогда, когда будет достаток, и тогда, когда будет тяготить нужда.

Воспитать такое чувство ценности семейных отношений, конечно не просто, но именно оно позволит сохранить доверительные отношения с ребенком. Как говорится, трудности закаляют и сплачивают семью. Материальные трудности – это, можно сказать, тот первый рубеж, проходя который члены семьи по-другому относятся к самим себе и друг другу. Родители должны понимать, что именно от них зависит не только отношения в семье, но и отношения их ребенка со сверстниками. Поэтому создавай здоровый климат дома для гармоничного психического состояния ребенка, у него не появятся комплекс неполноценности относительно материального достатка родителей и их социального статуса.

Пожалуй, каждый ребенок хочет быть в центре внимания везде: дома, в школе, на секции. И в период с 8 до 14 лет особенно важно внимание ровесников. Ребенок не хочет отставать, появляется некий соревновательный момент. Огромное значение является то, чтобы ваш ребенок соревновался не за новыми игрушками или одеждой, а за знаниями и личными достижениями. Такие качества можно воспитать и в бедной семье, главное, чтобы взрослые сами ценили семейные отношения. Ведь когда ты хочешь что-либо изменить в другом человеке, нужно начинать с себя.

Мария Ким