РАЗ - ДЕНЕЖКА, ДВА - ДЕНЕЖКА

Мир денежных отношений сложен и многогранен. Первые шаги в его познании человек совершает еще в детстве. Задача родителей – воспитать в ребенке правильное отношение к деньгам, научить его управлять своими доходами и расходами.

Существует мнение, что все премудрости финансовой жизни нужно познавать, будучи уже взрослым, зрелым человеком. Однако, данное утверждение ошибочно. Отношение к деньгам формируется у человека постепенно. Он учится правильно распоряжаться денежными средствами в процессе постоянной практики. Родители должны дать ребенку возможность учиться обращению с деньгами. Чем раньше начнется познание финансовой стороны жизни – тем успешнее будет человек в будущем.

Как известно, малыши стремятся к тому, чтобы быть похожими на маму и папу. Они учатся ходить, говорить, самостоятельно есть, одеваться и т.д. Подражание взрослым – мощный обучающий процесс с потрясающим результатом. Ребенок, которого не отграничивают от мира взрослых, очень рано узнает о существовании денег. Он начинает понимать, что они являются неотъемлемой частью жизни взрослых. Вполне естественно, что малыш, примерно в 3-4 года, начинает интересоваться деньгами. Задача родителей в этот период – доступно, правильно, грамотно объяснить ребенку происхождение денежных средств, их предназначение и роль в жизни человека.

В доступной форме нужно рассказать ребенку о том, что деньги – это средство обмена. Особый акцент следует сделать на том, что они зарабатываются трудом родителей. Именно труд – источник денег. Затем они используются по своему назначению - обмениваются на товар или услугу.

Как известно, лучшим обучением для ребенка является игра. Сюжетно-ролевая игра в «магазин» и «работу» познакомит малыша с движением денежных средств, их оборотом. Кроме того, ходе игры ребенок научится считать, различать денежные знаки, со временем он начнет воспринимать деньги в цифровом значении.

Любая теория должна закрепляться практикой. Во время совместного похода в магазин изучайте с ребенком ценники, вместе выбирайте товары, рассчитывайте стоимость общей покупки. Все это поможет ребенку ориентироваться в денежном пространстве.

С ранних лет ребенок должен сознавать, что расходы должны быть соразмерны с доходами. А если хочется приобрести дорогую вещь – на нее можно накопить.

С принципом накопления денежных средств можно ознакомиться также в процессе игры. Составление кубиков друг на друга наглядно показывает накапливание денег. Чем больше кубиков – тем больше возможностей приобрести понравившуюся вещь. Однако, следует обратить внимание на то, что слишком высокая башенка непременно рухнет. Это означает, что нельзя копить деньги до бесконечности.

В закрепление пройденного материала родители могут купить или сделать собственными руками копилку. Туда ребенок будет кидать «монеты» для исполнения его материального желания.

Один из способов научить ребенка управлять деньгами, привить ему понятия бережливости и расточительности – выдача карманных денег.

Уже остались позади дни, когда велись жаркие дискуссии на тему «Нужны ли детям деньги на карманные расходы?». На сегодняшний день доказано, что они для ребенка необходимы. Остаются открытыми вопросы: «С какого возраста можно выдавать карманные деньги?» и «Сколько?».

Доказано, что ребенок начинает воспринимать деньги, как всеобщий эквивалент примерно в 7 лет. До этого он предпочитает натуральный обмен. Поэтому давать карманные деньги дошкольнику не рекомендуется.

Сумма карманных денег, прежде всего, зависит от финансовых возможностей и традиций семьи, а также от обычаев социальной среды, к которой она принадлежит. Одним выдают больше, другим – меньше. Не в этом суть. Главное, научить ребенка правильно управлять деньгами. Тогда, получая на карманные расходы даже небольшую сумму, маленький экономист сможет разумно ими распорядиться.

Чтобы ребенок не экономил на питании или не пытался проехать «зайцем» в общественном транспорте нужно четко рассчитать сумму карманных денег. Она должна включать в себя не только текущие расходы, но и определенную надбавку, которую ребенок может потратить по своему усмотрению.

Как потратить карманные деньги – дело ребенка. Задача родителей разобрать ошибки (если таковые имеются), дать совет на будущее, а быть может похвалить за правильное управление деньгами.

Если ребенок потратил деньги на что-то второстепенное, а потом пришел к родителям просить деньги на аттракционы – это нельзя поощрять. Нужно дать понять, что лимит выданных денег исчерпан. И пополнять его за счет мамы и папы возбраняется. Дети не должны воспринимать родительский кошелек, как некую «палочку-выручалочку». Они должны учиться планировать и контролировать свои доходы и расходы. И только тогда они будут знать цену деньгам.

Давая деньги на карманные расходы, родители должны взять за табу следующее: «Отныне не следует покупать ребенку различные мелочи». Теперь это траты ребенка. Желает он тратить свои деньги на значки, карточки или наклейки? Пожалуйста. Стремится накопить деньги на покупку дорогостоящей игрушки, подарок бабушке или желанную удочку – остается только порадоваться за него.

Контроль над расходом карманных денег со стороны родителей должен быть постоянным и неусыпным. С его помощью родители не только учат детей управлению деньгами, но и предотвращают попытки подростков потратить средства на что-либо недозволенное (алкоголь, сигареты, наркотические вещества). Кроме того, контроль над расходом карманных денег позволяет выявить такое негативное явление, как отнимание денег старшими детьми у младших ребят.

В период между 8 годами и подростковым возрастом часто проявляется проблема воровства. Если родители уверены, что их ребенок украл деньги, нужно сказать ему об этом прямо, выяснить, у кого он взял их и настоять на том, чтобы деньги были возвращены. Когда в этом возрасте ребенок берет чужие деньги, он уже четко сознает, что поступает неправильно. Задача родителей – категорично дать понять ребенку, что воровство является серьезным проступком, они его никогда не одобрят.

Часто случается так. Хорошо воспитанный мальчик, который ни в чем не нуждается и которому выдаются карманные деньги, вдруг ворует у мамы или одноклассника небольшую сумму. Такое воровство лишено смысла, ведь ребенок мог получить деньги другим путем. Родителям в этом случае следует призадуматься. Может быть, их ребенку не хватает теплых отношений с мамой или папой? Или у него проблемы со сверстниками?

Если, несмотря на все старания родителей, случаи воровства не прекращаются – необходимо обратиться к психологу.

По сей день остается спорным вопрос – стоит ли платить детям за хорошие оценки, работу по дому или отличное поведение. Это личное дело каждой семьи, она должна сама решить этот вопрос.

Однако, стоит отметить, что старания ребенка, которому платят за отметки, продиктованы не стремлением к получению новых знаний, интересом к учебе, а корыстными целями. Он может привыкнуть к тому, что все его усилия должны непременно оплачиваться и сделать что-либо бесплатно для него будет неприемлемым.

То же самое касается и платы за труд. Выполнение домашних обязанностей имеет глубокую, важную воспитательную цель. Это один из способов приучения ребенка вносить свой вклад в общее дело. А плата за труд сводит момент трудового воспитания к нулю.

Другое дело, если ребенок стремится самостоятельно заработать деньги. Это актуально для детей среднего возраста, от 10 лет. Работа в летнее время в специальных детских отрядах, помощь родителям в работе (не путать с домашними обязанностями), уход за домашними животными знакомых принесут заработок. И пусть он будет небольшим, зато полученным в результате собственного труда. Для ребенка это имеет огромное значение. Задача родителей не погасить интерес детей к труду.

Некоторые дети стремятся продать плоды своего труда. И это весьма похвально. Недаром кто-то из мудрых сказал: «Глупый продает то, что имеет, умный – то, что умеет». Если ребенок вышивает красивые салфетки, плетет бисером, выжигает дощечки и т.д. – есть смысл помочь ему в реализации его поделок.

Отношение к деньгам, заработанным собственным трудом, особенное, бережливое и уважительное. Кроме того, это повышает самооценку ребенка, позволяет ощутить собственную значимость.

Умение обращаться с деньгами – социальный навык. Его прививание является важным, существенным и необходимым в воспитании ребенка. Однако, нужно помнить о том, что деньги – это важная часть нашей жизни, но отнюдь не единственная. Есть моральные ценности, которые не купишь за деньги. Есть чувства, эмоции которые невозможно оценить ни одной валютой мира.

Лезова Зиля