Уроки понимания и терпения

- Я завтра в школу не пойду!
- Мне так скучно на уроках!
- Достали эти учителя!

Такие фразы из уст своих чад слышат большинство современных родителей. Разочарование в школе, к сожалению, может посещать многих детей. В большинстве случаев школьники не могут объяснить причин своего поведения. Это связано с множеством причин.

Например, у 8-летних малышей, которые уже «посвящены» в школьники, но при этом период адаптации еще продолжается. Самый сложный период «привыкания» к школьным стенам, который порой сравнивают с космическими перегрузками, у первоклассников длится 30 недель. В данном случае, тяжело приходится «домашним» детям, которые неожиданно для себя попадают в общество. Такие детишки хорошо развиты, готовы к обучению, умеют читать и писать, этому их научили дома. Но вот общаться со сверстниками, строить с ними отношения эти ребята не умеют. Дошкольники, которых воспитывают с полным осознанием своей уникальности, сталкиваются с проблемой определенной школьной «недооценки». Если малыш не может справиться с таким стрессом и не в силах адаптироваться в обществе, то начинаются проблемы. Постепенно школа становится для ребенка своеобразной каторгой. Младшеклассник выглядит подавленным, жалуется на головные боли, боли в животе, частые простудные заболевания. В таком случае, не стоит на повышенных тонах разбираться с ним и с его одноклассниками и, тем более, учителем. Необходимо разрешить эти проблемы с помощью психолога.

Порой ребенок симулирует свое недомогание, чтобы не ходить в ненавистную школу.

Помимо специалиста, родители сами должны помочь своему чаду адаптироваться в школьной среде. Это важно сделать именно в первые учебные года детей. Родители первоклассника должны с повышенным интересом относиться к его школьным делам.

Нужно интересоваться не только оценками ученика, но в целом миром своего ребенка. Успехи, конечно, отслеживать нужно, но на переменках происходит много важного.

Еще одна причина нежелания детей ходить в школу кроется в отсутствии воспитания. Современные родители порой не считают нужным привить ребенку определенные нормы поведения в обществе. И когда малыш оказывается за партой, он позволяет себе вести себя как сам того захочет. Услышав замечание со стороны учителя («сядь ровно», «не вставай», «не крутись», «подними руку»), ребенок воспринимает это как запрет. Ему в школе становится неинтересно и скучно. В данном случае важно постепенно приучить ребенка к дисциплине. Не используя при этом резких выражений и тем более рукоприкладства.

Хочешь ответить - поднимай руку!

Для примера: если ваш ребенок уверенно заявляет, что ему надоели замечания учителя, то Вы спокойным тоном предложите ему вернутся снова в детский садик, при этом дайте понять капризуле, что вы и не собираетесь его уговаривать снова идти в школу. Это введет ребенка в некое заблуждение: ведь в детсаде еще маленькие дети, а он уже, несомненно, «большой».

Третья причина «школьного неприятия» - слишком медленный темп деятельности. Такие школьники попросту не успевают за своими одноклассниками. Им необходим индивидуальный подход со стороны учителя.

Существует еще одна причина , по которой ребенок не хочет ходить в школу. Она называется «школьный невроз» и с ней можно разобраться только с помощью детских психологов. Такой невроз возникает, как правило, у детей, в семьях которых родители бессознательно используют детей для решения своих эмоциональных проблем: ребенок чувствует себя среди близких людей «гадким утенком», родители обвиняют своего сына или дочь в своих неудачах. Как следствие у школьника формируется негативное отношение к школе, появляются нервные тики, истерики т. д.

Родители часто выплескивают собственные негативные эмоции на детей

Для того, чтобы выявить истинные причины отсутствия у ребенка ( в данном случае с 8-10 лет) посещать школу, современные психологи советуют поиграть с детьми в «школу».

Родители предлагают ребенку стать учителем, а они будут учениками. Хорошо, если в вашем «классе» будут «учиться» еще и любимые игрушки малыша. Во время игры обратите внимание на интонации, выражением чувств «учителя», к тому, насколько он одобряет или не одобряет вашу реакцию. Также неплохо предложить своему чаду самому придумать сказку о звериной школе. Пусть малыш сам опишет, как она выглядит, кто там учитель, какие звери учатся. Потом остановитесь и спросите: «А почему там учиться трудно?» В такой игре ребенок будет реагировать более раскрепощено, и вы услышите причину волнений малыша.

Многие дети с удовольствие играют «в учителя».

Но если ребенок не спешить делится впечатлениями о школе, а все больше молчит. Тогда сами расскажите ему о своей школьной поре. Здесь необходимо откровенно рассказать о своих трудностях, связанных с учебой. Возможно, ребенок даст вам понять, что вы угадали причину его беспокойства. Постарайтесь убедить ребенка, что только вначале бывает трудно, напомните, как трудно было научиться плавать или кататься на роликах , а потом становилось все легче и легче.

Самая распространенная ошибка взрослых - постоянное сравнение своего чада с другими. Не в коем случае нельзя убеждать вашего ребенка, что он более ленивый и невнимательный, чем его друг или сосед по парте. Школьник утверждается в мысли, что он ничего не может, со временем у него пропадает всякое желание что-либо делать! В итоге – ребенок не хочет ходить в школу, не хочет вообще ничем заниматься, его ничто не радует, не увлекает.

Вернуть желание посещать «обитель знаний» вполне реально. Постарайтесь ненавязчиво подчеркивать важность и значимость учебы, домашних заданий. Когда ребенок садится за уроки, по возможности, выключите все посторонние звуки (телевизор, магнитофон и т. д.). Постарайтесь избавиться от «давления». Необходимо добиться, чтобы ребенок сам понял значимость своей учебы. Не доводите до того, что ребенок сначала будет ожидать от вас привычного «пинка», потом, не получив его, будет вас провоцировать на него или радостно забросит все, потом поймет, что учиться как-то надо и двоечником в классе все-таки быть неприятно. Постарайтесь донести до своего чада, что учеба-это увлекательный и интересный процесс, а проблемы дисциплины или успеваемости-вещи поправимые.

Не стоит забывать, что современные дети подвержены перегрузкам. В наше время существуют много частных школ, гимназий со специализированными программами. Здесь необходимо выбрать школу именно «по силам» ребенка. Важно выяснить, хочет ли он туда и определить его склонности к тому или иному предмету. Куда лучше получать пятерки и четверки в обычной школе, чем с трудом получать «трояки» в престижной гимназии. Если ребенку не даются технические предметы и он проявляет склонность к гуманитарным наукам, или наоборот, вам стоит подумать о том, чтобы отдать его в специализированный класс или в школу с соответствующим уклоном. Если ваш «ученик» не успевает по математике или русскому, зато обожает уроки труда. В этом нет ничего страшного- постарайтесь развить его интерес к ручной работе.

Школьные нагрузки отнимают много сил

С проблемой «школьного неприятия» сталкиваются не только младшеклассники. У многих подростков школа вызывает бурю негативных эмоций.

Современным подросткам, в совершенстве владеющими Интернет-технологиями, порой бывает просто скучно писать в тетрадках обычными ручками. В таком случае, нужно доходчиво объяснить старшекласснику, что образовательная программа необходима, и компьютер будет у него «под рукой» не всегда.

Для современных подростков виртуальная реальность становится нормой жизни

Еще одна проблема старшеклассников заключается во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками. Порой конфликт с педагогом доводит подростка до полного отвращения к школе. В таком случае надо поговорить с ребенком почему, по его мнению, тот или иной преподаватель обижает его, ведь может оказаться, что ребенок сам дает повод, тогда достаточно просто поговорить и объяснить подростку, что в классе есть еще 15-20 человек кроме него и преподаватель тоже человек. Также необходимо самому совершить визит у учителю и даже устроить «очную ставку». Если конфликт по-хорошему не разрешается, то постарайтесь без негативных эмоций перевести вашего ребенка в другую школу.

Причина подростковой невнимательности кроется в неустойчивом гормональном фоне. Поэтому не стоит возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном. Старайтесь общаться с взрослеющими детьми на равных.

Старшеклассникам просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно в подростковом возрасте оттачиваются гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. В переходном возрасте ребенка часто не устраивает собственное тело. Не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время норовят прилечь на диван. Спать подросток должен не менее 9 часов.

В детской педагогике существует «золотое правило». Для того, чтобы у ребенка сохранялся интерес к окружающему миру и не снижалась самооценка-на одно критическое замечание должно приходиться 7 похвал.

Екатерина Аржанухина